15:41 03.03.15
Мыть или не мыть? В глубинке Ямала на повестке дня «горячий» вопрос
Борьба коммунальщиков с убытками встречена населением Тазовского района протестом. Потребители не готовы отвечать за воровство горячей воды и пожаловались на ресурсника властям. Технология коммунального энергосбережения стала главной в повестке Общественной Палаты и думы Тазовского района.Поводом для массового беспокойства послужило решение филиала АО «Ямалкоммунэнерго» добавить в сетевую воду хиимический реагент «уранин А». Об этом коммунальщики Тазовского известили граждан на прошлой неделе, объясняя свой шаг необходимостью пресечь воровство теплоносителя.
«Окраска теплоносителя вызвана необходимостью прекратить незаконный разбор воды из системы отопления», - поясняет начальник управления по сбыту и реализации АО «Ямалкоммунэнерго» Андрей Вьюнов. – Краситель достаточно дорогой, но потери в тепловых сетях обходятся коммунальному предприятию гораздо дороже».
Контроль использования теплоносителя с помощью химреагентов разрешен типовыми инструкциями по технической эксплуатации тепловых сетей и безопасен для здоровья человека. Потребители от наличия уранина в системе отопления не пострадают, подчеркивают в компании.
«Краситель будет вводиться в сетевую воду (теплоноситель) непосредственно на котельной, далее он вместе с водой поступит в центральный тепловой пункт, где подогревается холодная вода, а затем снова отправится на котельную. При этом смешения красителя с водопроводной холодной водой не будет, так как сетевая и водопроводная вода поступают потребителям по разным трубам. Однако если население использует горячую воду из батарей для хозяйственно-бытовых нужд, например, стирки белья, нужно понимать, что белье будет испорчено», - поясняет Андрей Вьюнов.
Применение уранина «А» широко практикуется коммунальными предприятиями, нацеленными на энергосбережение в котельных и тепловых сетях. Жидкость ярко-изумрудного цвета помогает коммунальщикам выявить протечки, а главное - точки несанкционированного слива горячей воды. Опыт использования реагента показал, что объем подпитки котельных после введения красителей уменьшается в 2-5 раз.
Тазовский район Ямала - типичный пример, где теплоноситель из сети расходится как «горячие пирожки». Во многих домах района потребители присоединены непосредственно к стоякам или приборам отопления, расположенным в жилых помещениях. Население сливает горячую воду из батарей для бытовых нужд, несмотря на то, что использование такой воды не является коммунальной услугой и с ресурсником не согласовано. А, значит, влечет за собой немалый штраф, не говоря о наказании за вмешательство в работу инженерных систем.
«Проблема несанкционированного водоразбора из системы отопления поднималась нами здесь неоднократно. Несмотря на многократные предупреждения, население района продолжает незаконно пользоваться горячей водой из системы отопления. Между тем, слив теплоносителя несет убытки ресурснику и грозит возникновением нештатных ситуаций. Прошлогодний опыт ЧС в Газ-Сале - яркий пример того, к чему приводят подобные действия потребителей, - сообщили в пресс-службе компании.
Напомним, в ночь на 27 ноября в условиях понижения температуры воздуха коммунальщики Тазовского района столкнулись с серьезной проблемой – давление в системе теплоснабжения села Газ-Сале стало падать. Ему сопутствовал стремительный уход воды из расходной емкости для котельной. В результате осмотра системы теплоснабжения Газ-Сале повреждений и утечек в тепловой сети обнаружено не было. Но, при этом выявлен факт переполнения сельских септиков и канализационной сети, что подтвердило опасения ресурсников о массовом сливе потребителями воды из системы отопления.
Ситуацию в Тазовском можно рассматривать как самоуправство потребителей, либо некое согласие лиц, неуполномоченных согласовывать такой водоразбор, считают в коммунальном предприятии. Местные власти в свою очередь объясняют потребление горячей воды из батарей многолетней практикой и отсутствием в домах централизованной системы горячего водоснабжения. Возможные ЧП и низкое качество так называемой воды в этом случае никого не смущают - кроме самих граждан, искренне недоумевающих, почему это их горячая вода ржавая.
Между тем, ни одно предприятие, в ведении которого находится жилфонд, не имеет права давать согласие на разбор горячей воды из отопления. Договор на услугу горячего водоснабжения может быть заключен только с потребителем, имеющим специальное, соответствующее техническим требованиям устройство, присоединенное к сетям ресурсника. Разбор сетевой воды из системы отопления сам по себе указывает на то, что в домах Тазовского района нет горячей воды, и нет нормативных устройств для приема такой услуги. Однако врезки в систему отопления в таких домах, равно как и слив населением воды из батарей - нарушение законодательства.
В качестве альтернативы теплоносителю коммунальщики предлагают жителям Тазовского установку бойлеров. Это самый эффективный способ получить качественную горячую воду без ущерба системе жизнеобеспечения района и коммунальному предприятию, отмечают в филиале АО «Ямалкоммунэнерго».
Напомним, Тазовский район характеризуют как одну из самых сложных территорий, с наибольшим износом объектов коммунальной инфраструктуры. Тазовский район стал первым, где в 2011 году в связи с очередным банкротством коммунальных МУПов создан филиал единого коммунального оператора. В декабре 2014 г в Тазовском районе запущена в режиме пуско-наладки современная блочно-модульная котельная, построенная в рамках инвестиционной программы частного оператора. В то же время Тазовский - лидер по объему дебиторской задолженности за коммунальные услуги. Бюджетные потребители и бизнес Тазовского задолжали за услуги филиалу АО «Ямалкоммунэнерго» свыше 128 миллионов рублей (http://www.yamalkomenergo.ru/reestr).
Кирилл Привалов, ЮГРАИНФО