Радоница. Митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших

Радоница. Митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших

В день Радоницы митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в кафедральном соборе Воскресения Христова

21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Павел совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в кафедральном соборе Воскресения Христова. После богослужения владыка митрополит посетил городское кладбище, где на месте строительства храма преподобного Сергия Радонежского было совершено поминовение усопших. В слове, обращенном ко всем собравшимся, владыка напомнил о важности молитвы за сродников и преподал свое благословение.

Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.

Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (4 век), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Любовь Егорова, ЮГРАИНФО
по материалам ugraeparhia.ru