Дмитрий Кобылкин: «Сабетта откроет новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике»

Дмитрий Кобылкин: «Сабетта откроет новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике»

В ямальском Представительстве в Санкт-Петербурге Игорь Холманских провел совещание с главами уральских регионов. Встреча состоялась в дни проведения Петербургского Международного Экономического форума. В рамках мероприятия врио Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин принял участие в совещании на тему "Развитие порта Сабетта в транспортно-логистической схеме УрФО по экономическому освоению Арктики".

Открывая совещание, полпред Президента РФ, отметил, что в конце августе в поселке Сабетта запланировано провести аналогичное совещание, участие в котором намерены принять руководители и представители федеральных органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта, промышленности и торговли; правоохранительных органов и Министерства обороны РФ; заинтересованных организаций и предприятий.

- Планируется рассмотреть два вопроса: возможности промышленных предприятий УрФО в поставках продукции, предназначенной для строительства морского порта Сабетта и завода по производству сжиженного природного газа; создание транспортно-логистической схемы Уральская Арктика - Урал - Казахстан - Китай, Индия. Поэтому сегодня я хотел бы обсудить с вами основные вопросы подготовки окружного совещания.- - Сказал Игорь Холманских.

Президентом Российской Федерации уделяется особое внимание как экономическому освоению Арктической зоны России в целом, так и реализации крупного инвестиционного проекта "Ямал СПГ". Полпред Президента РФ напомнил, что в сентябре 2013 года Владимир Владимирович Путин провел совещание по вопросам создания современного производства сжиженного природного газа на Ямале - проект "Ямал СПГ" - и строительства морского порта Сабетта, и подчеркнул важность этих проектов для создания эффективной транспортно-логистической схемы, выгодной для всех регионов. "В большинстве субъектов, находящихся в пределах Уральского федерального округа, уже реализуются проекты по созданию транспортно-логистических центров. В Челябинской области это ТЛК "Южноуральский", в Свердловской - Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр, на территории Курганской области (Варгашинский район) также планируется строительство транспортно-логистического центра. Все эти проекты основаны на использовании географического положения регионов. Необходимо отметить значимость многофункционального морского порта Сабетта в транспортно-логистической схеме Уральского федерального округа по экономическому освоению Арктической территории РФ, а также влияние созданной и проектируемой транспортно-логистической инфраструктуры на развитие коридора Уральская Арктика - Урал - Казахстан - Китай, Индия. Кроме того, в рамках исполнения поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию, Председателем Правительства РФ утвержден "Комплексный проект развития Северного морского пути".

- Данный документ предусматривает модернизацию действующей и создание новой инфраструктуры на этом маршруте, поскольку в ближайшие 15 лет объем перевозок увеличится, по мнению экспертов, в 20 раз", - подчеркнул Игорь Холманских.

Дмитрий Кобылкин представил главам уральских регионов актуальную информацию о ходе реализации инфраструктурных проектов на Ямале. Было отмечено, что порт Сабетта строится в рамках проекта "Ямал СПГ", поддержанного Президентом и Правительства РФ. Ключевая задача - создание нового мощного центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. В рамках проекта - строительство завода по сжижению газа, арктического морского порта в Сабетте, аэропорта и танкерного флота ледового класса. Главное преимущество "Ямал СПГ" - расположение. Завод стоит непосредственно на месторождении и рядом с морским портом. Поэтому, во-первых: не нужна транспортировка сырья до завода. Во-вторых, упрощена транспортировка продукции. В-третьих, меньше затраты на снижение температуры, необходимой для производства СПГ, потому как это территория Арктики с характерными температурными режимами.

Строительство завода ведется в три очереди, предполагаемые сроки ввода: 2017, 2018 и 2019 годы, производительность каждой по 5,5 млн тонн. 96% будущей продукции по долгосрочным контрактам уже реализовано, в основном, это азиатские страны - 83%, также сжиженный газ будет поставляться в Испанию. Дмитрий Кобылкин напомнил, что на встрече с Президентом РФ Владимир Владимирович Путин сообщил, что "проекты, которые на территории округа осуществляются, решено поддержать и профинансировать, в том числе из Фонда национального благосостояния России".

Глава ЯНАО подчеркнул, что в настоящее время работы на Сабетте идут полным ходом. Строится порт и завод по производству сжиженного газа, аэропорт уже работает. Формируется транспортная и социальная инфраструктура. На реализации проекта "Ямал СПГ" задействованы многие предприятия из регионов Уральского федерального округа. Так, "Уралмаш" разработал и изготовил буровые установки "Арктика". Свои трубы в Сабетту поставляет Уральский трубный завод. Авиационные перевозки осуществляют авиакомпании "Ямал" и "Ютэйр". Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, трудовые ресурсы, научные разработки. Реализация проекта "Ямал СПГ" подтверждает, что одно рабочее место в Арктике требует создания многих рабочих мест в других регионах. "Синергетический эффект комплексного формирования транспортно-логистической инфраструктуры в Арктике, включая и порт Сабетта, и развитие Севморпути, и, конечно же, строительство Северного широтного хода, станет мощным драйвером общего подъёма экономики не только регионов УрФО, но и всей России", - подчеркнул Дмитрий Кобылкин.

Напомним, с октября 2013 года в порту Сабетта открыта круглогодичная навигация. Работают четыре ледокола (обеспечивает "Атомфлот"). В 2014 году порт принял 2 млн тонн грузов, в 2015-ом - ожидается 3 млн тонн. С февраля 2015 года аэропорт Сабетта принимает воздушные суда. Уже перевезено более 18 тыс. пассажиров. В этом году будет открыт международный терминал. Для обеспечения электроэнергией строится электростанция мощностью 376 МВт. В вахтовом поселке сейчас проживает более 9 тыс. человек. На пике строительства будет до 15 тысяч. Уже построены четыре резервуара для хранения СПГ, каждый по 160 тыс. м. Высота внешних бетонных стен - больше 50 метров. Внутри будет металлический слой, способный выдержать температуру в -164?С. Газ в жидком состоянии нужно хранить именно при такой температуре. Важно, что подобных сооружений в таких широтах никто и никогда ранее не строил. Россия вновь подтвердила, что она - лидер в освоении Арктики.

Дмитрий Кобылкин напомнил, что специально для работы на Севморпути и в порту Сабетта на Балтийском заводе заложен новый уникальный атомный ледокол - самый крупный и мощный в мире. Это первое головное судно новой серии ледоколов. Всего их будет три. Мощность порта Сабетта - 32 млн тонн жидких грузов, а именно - сжиженного газа.

- Но морской порт мы рассматриваем не просто как монопорт. Сабетта может использоваться как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России и, в первую очередь, регионам Уральского федерального округа, ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Это новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике. - Уточнил Глава арктического региона.

Глава арктического региона напомнил, что в декабре 2013 года подписан Меморандум между Правительством ЯНАО и Министерством транспорта РФ, в котором предусматривается возможность увеличения грузооборота порта до 70 млн тонн за счёт формирования наземной транспортной инфраструктуры. "Ключевая роль принадлежит проекту Северный широтный ход, - отметил Дмитрий Кобылкин. - Он позволит: соединить Северную и Свердловскую железные дороги; получить доступ к перспективным месторождениям; вывести Единую транспортную систему РФ в Мировой океан через соединение с портом Сабетта и Севморпутем. Объем перевозок по СШХ составит до 24 млн тонн, соглашения с потенциальными грузоотправителями уже заключены".

Суммарная стоимость проекта Северный широтный ход с учетом дальних подходов оценивается в 290 млрд рублей. Финансирование проекта сочетает в себе элементы государственно-частного партнерства, привлечение средств федерального и регионального бюджетов, выделение финансирования в рамках инвестиционной программы ОАО РЖД, заемные средства и собственные средства участников. Реализация проекта за счет мультипликативного эффекта, по предварительным оценкам, привлечет в Уральский федеральный округ порядка 1 трлн рублей дополнительных инвестиций в среднесрочной перспективе (20-25 лет) и позволит создать 300 тыс. новых рабочих мест.

В настоящее время разработан и согласован всеми участниками проекта паспорт СШХ, составлена актуальная финансовая и организационная модель проекта с учетом текущих экономических тенденций. В рамках проекта уже строится ряд автомагистралей и мостовых переходов. На завершающей стадии находится строительство моста через реку Надым. Единственным узким местом на данный момент остается строительство моста чрез реку Обь в районе Салехарда, возведение которого планируется за счет средств федерального бюджета. Объект вошел в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" в период 2017-2019 годы.

При обсуждении представленной информации Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сказал, что проект регион поддерживает полностью: "Понимаем всю необходимость для страны и выгоду для области. Готовы поставлять комплектующие и материалы - более 100 наименований. Область готова активно включиться".

Глава Челябинской области Борис Дубровский отметил: "Хотя Сабетта и далеко от Челябинской области, но проект формирует спрос на машиностроительную продукцию предприятий нашей области. И у нас уже готов список компаний, готовых поставлять свою продукцию за Полярный круг. Такие проекты делают Россию сильнее".

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин добавил, что область интересуют поставки металлоконструкций для строительства мостов. "Мы недавно поставили на Ямал пожарных машин на 140 млн рублей. С удовольствием будем участвовать в проекте, нам интересны поставки товаров народного потребления и зерна".

Заместитель Губернатора ХМАО Александр Ким сказал, что был на Сабетте давно. "Однозначно, Югра заинтересована в проекте. Нам всем надо поддерживать его и организоваться для выполнения всех его пунктов. Чем раньше проект будет реализован, тем лучше".

Гендиректор ОАО "Корпорация Развитие" Сергей Маслов отметил, что без строительства Северного широтного хода освоение полуострова Ямал усложняется, и порт Сабетта будет неполноценным. "...Нужно начинать строительство в кратчайшие сроки. У нас все готово", - заявил Сергей Маслов.

После детального обсуждения вопроса участники встречи - полномочный представитель Президента в УрФО и главы регионов - пришли к единому мнению о том, что порт Сабетта и Северный широтный ход - это уникальный шанс для всех регионов сделать мощный рывок в социально-экономическом развитии на благо всех жителей федерального округа и страны. Было принято решение - направить Президенту Российской Федерации совместное предложение - поддержать проекты, реализуемые на полуострове Ямал, ввиду их стратегической значимости для всех регионов.
Елена Петрова, ЮГРАИНФО