Виктор Нанака: «Средняя загруженность котельных в Югре составляет 61,4 процента»
Около 440 млн рублей будет направлено дополнительно из окружного бюджетана подготовку муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа кочередному отопительному сезону. Как жилищно-коммунальный комплекс Югрыпреодолел осенне-зимний максимум отопительного периода 2011-2012 годов исколько средств планируется потратить на подготовку к следующемуотопительному периоду, рассказал и.о. директора Департаментастроительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономногоокруга Виктор Нанака.
- Виктор Николаевич, до официального завершения отопительного сезонавремя еще есть. Но сейчас наверняка уже можно сказать, насколько успешномуниципалитеты округа преодолели период осенне-зимнего максимума2011-2012 года?
- Мы провели отопительный сезон без аварий и чрезвычайных ситуаций. Посравнению с предыдущим сезоном количество инцидентов в коммунальнойсфере сократилось почти на 60 процентов. Если в 2010-2011 году вкоммунальной сфере округа зафиксировано 446 аварий - это данные насередину мая прошлого года, - то на этот же период нынешнего года – унас всего 184 таких факта. Средств на подготовку к зиме было выделенодостаточно. Муниципалитеты и коммунальные предприятия подошли к этомупроцессу ответственно, и все это в комплексе дало положительныйрезультат. Хотя кто-то говорит, что это связано с теплой зимой, скажу,что это не так. Возьмем, к примеру, регионы расположенные южнее Югры,где намного теплее, чем у нас в округе, а сколько там было разныхинцидентов? Так что, я бы не связывал успешное прохождениеосенне-зимнего максимума с теплой погодой. В первую очередь это связанос качественной подготовкой коммунальщиков к отопительному сезону.
- Такова ситуация в целом по округу. А есть муниципалитеты, которыесправились с задачей безаварийного прохождения отопительного сезона нетак, как хотелось бы?
- Да, на такие муниципалитеты, как Советский район, городаХанты-Мансийск и Нягань приходится 85% от общего числа инцидентов в ЖККЮгры за прошедший отопительный период. В Нягани произошло 75 из 184инцидентов в коммунальной сфере. В столице округа за сезон зафиксировано43 факта. Хотя, в сравнении с прошлым годом, количество происшествий вЖКХ снизилось на 50 процентов. Но мы считаем, что это все равно оченьмного. Для сравнения, в городах Когалыме, Мегионе и Нижневартовске завесь сезон происшествий вообще не зафиксировано.
- Что подразумевается под инцидентом?
- Инцидент - отказ или повреждение оборудования и сетей, отклонения отустановленных режимов. Все инциденты устранялись в нормативные срокисилами аварийных бригад, число которых всего по округу составляет 390бригад. Аварийные бригады оснащены необходимым спецавторанспортом,материалами и оборудованием, люди прошли обучение и провелипротивоаварийные тренировки. Поэтому все эти инциденты не оказаливлияния на предоставление коммунальных услуг (размораживания батарей вквартирах не было, как и других тяжелых для потребителей последствий).
- Очередной отопительный сезон заканчивается, но времени перевести дух укоммунальщиков нет. Начинается активная работа по подготовке к следующейзиме. Сколько средств на эти цели планируется потратить в этом году?
- Начало подготовки к зиме не имеет какой-то конкретной даты. Мы егоофициально начинаем, как только заканчивается отопительный сезон, т.е. виюне месяце. Но мы, настраиваем наши предприятия на то, чтобы этотпроцесс шел круглогодично. Что такое подготовка к зиме? Насосноеоборудование работает не все сразу. Ремонты и замены ведутся и впроцессе эксплуатации. Правительство округа подготовке к отопительномусезону и готовности в целом предприятий к зиме уделяет большое внимание.Если в прошлом году на эти цели был выделен 401 млн рублей, то в этомсумма выросла до 439 млн рублей. Это значительная помощь коммунальнымпредприятиям, потому что это «живые» деньги, которые идут целевымназначением на подготовку к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов.
- Как готовите котельные в отделенных поселках округа, которых в нашемрегионе не один десяток?
- Северный завоз идет в полном объеме, проведен конкурс, вышлораспоряжение правительства. Главная проблема в том, что может помешатьнизкий уровень воды в реках. Но мы рассчитываем, что, несмотря натрудности, все необходимое для функционирования котельных зимой будетзавезено в срок. В частности, в поселке Игрим Березовского района (впрошедший отопительный сезон здесь возникали проблемы) будетотремонтирован топливный парк, емкости для ГСМ, чтобы завезти тударезервное топливо.
- Насколько успешно в округе реализуется проект по переводу поселковыхкотельных на газ?
- В автономном округе в рамках программных мероприятий ведутся работы попереводу котельных на газ. В прошлом году было газифицировано 7котельных. В этом году планируется перевести на газ 6 котельных. Но покаждой котельной мы должны обеспечить резервное топливо, если газ -основное, то резервное - дизтопливо или нефть. Потому что может быть итак: возникают перебои с подачей газа , тут же смонтировали изадействовали горелки на нефть (или дизель) и начинаем дальше работать,отапливать бесперебойно дома.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы внедрения в нашем регионекогенерации электроэнергии и тепла?
- У нас работают такие установки, но они работают там, где есть сети,куда можно подавать тепло, например в Согом Ханты-Мансийского района.Нет задачи внедрения когенерации повсеместно. Внедрение системкогенерации дает положительный результат только когда вырабатывает иэлектричество, и тепло, и есть куда подать это тепло. Желательновнедрять ее там, где есть сложившаяся система. Ведь для этого нужна нетолько установка, но и сети, которые должны иметь соответствующиепараметры. Но все это нуждается в точной оценке - насколько это сегодняэффективно и необходимо. Потому что все расходы учитываются в тарифе,который ложится на плечи потребителя. Образно говоря, если мы сегоднявнедряем где-то когенерацию, и это дает уменьшение тарифа, и потребителиплатят меньше за тепло- водо- снабжение и электричество, это надоделать. Но в одночасье этого не сделать – пришел и поставил. Надо всюсистему отепления смотреть. И мы сегодня ведем такую работу. По 6городам Югры разрабатываем схемы теплоснабжения, повысить эффективность.То есть, где-то вывести из эксплуатации котельную, где-то построитьновый трубопровод, потому что пропускная способность старогонедостаточна и т.д. Сейчас в шести муниципалитетах мы делаем схемытеплоснабжения, чтобы иметь реальную картину: что и где надо сегодняделать.
- Какова основная причина неэффективной работы котельных в нашем округе?
- Нас упрекают в том, что коммунальное хозяйство несет неэффективныерасходы. А средняя по автономному округу загруженность котельных, поданным Региональной службы по тарифам автономного округа, составляет61,4 процентов. Ханты-Мансийск - отдельная тема, здесь котельныезагружены на 43,3 процента. Тут функционирует 50 с лишним котельных,которые загружены на 40 процентов. Чтобы изменить эту ситуацию,необходимо уходить от неэффективных котельных. Есть хороший пример вСоветском районе: здесь построено 11 новых котельных, а все старыенерентабельные выведены из эксплуатации. Многие сейчас переходят наиндивидуальные отопительные системы, то есть проводят децентрализациюотопительной системы. Есть примеры строительства домов с индивидуальнымисистемами отопления на весь дом, и системами отопления в каждойквартире. Это дает возможность потребителю экономить ресурсы, определяятемпературу лично для себя. Это выгодно не только потребителям, но иорганизациям-поставщикам ресурсов, их расходы также снижаются. Многиемуниципалитеты, там, где это возможно, уходят от централизованнойсистемы отопления. Но это не так просто. Потому что надо, чтобы всесобственники были согласны, соблюли все процедуры, установленныезаконодательством и т.д. В соответствии с действующим законодательством,нет права отключения тепла силовым методом. Сегодня вообще на это табустоит. Даже если потребитель не платит, мы не имеем право отключить нитепло, ни холодную воду.
- На федеральном уровне принят закон, согласно которому все здания идома должны быть оборудованы счетчиками коммунальных ресурсов. Как этотпроцесс идет в нашем регионе, и есть ли какие-то проблемы с реализацией?
- Все здания, которые находятся в собственности округа имуниципалитетов, мы должны обеспечить приборами учета до конца года. Иэту работу мы заканчиваем. Остается вопрос по многоквартирным домам. До1 июля 2013 года мы должны обеспечить эти объекты приборами учета.Собственникам надо настраиваться на то, что их установка -необходимость. Сегодня обеспеченность счетчиками коммунальных ресурсовмногоквартирных домов по округу составляет чуть более 40 процентов.Чтобы обеспечить такими приборами учета остальную часть, в каждом доменадо провести собрание собственников, чтобы все проголосовали за это.Есть вариант, когда их устанавливает ресурсоснабжающая организация засчет кредита или за счет собственных средств. А потом расходы поустановке прибор включаются в тариф. Но многие теплоснабжающие компаниине могут получить кредит из-за непрозрачной тарифной политики. И мыдумаем, как сделать так, чтобы выполнить требования закона.
- В последние годы есть проблема – отсутствие эффективных управляющихкомпаний. Очень часто такие предприятия создаются, чтобы сорвать куш, апотом исчезнуть, оставив после себя многомилионные долги. Как планируетерешить этот сложный вопрос и обеспечить качественное и эффективноеуправление жилфондом округа?
- Это больной вопрос. Не так давно мы провели совещание подпредседательством заместителя губернатора Валентина Грипаса. Н совещанииприсутствовали руководители управляющих компаний региона. УК у насвыпали из законодательной базы, то есть, нет Федеральной законодательнойбазы, которая бы должным образом регламентировала работу УК. Проверитьтакую организацию может только служба жилищного контроля в случаях, еслипоступили заявления граждан. Сегодня для УК самый главный законодатель -это собственник, который проголосовал за эту компанию и подписалдоговор. Необходимо утвердить единые правила функционирования на рынкеУК, уйти от компаний однодневок, которые создаются, чтобы собрать деньгии исчезнуть. Министерство регионального развития РФ в настоящее времяготовит такой нормативно-правовой акт.
- Так может, лучше создавать управляющие компании на базе существующихресурсных компаний, которые точно уж никуда не денутся?
- Есть сегодня такие примеры, и они позитивны. Ресурсник, во-первых,может заинтересовать собственника по оплате за потребленные коммунальныеи жилищные услуги. Во-вторых, организации, у которых есть оборотныефонды и мощности, за счет этого имеют больше возможностей, чем обычныеУК. Они более прозрачны. Есть пример в Ханты-Мансийске, когда МП «ГЭС»взял 10 домов на эксплуатацию. И, как говорит директор ГЭС СергейДмитриев, если раньше был сбор по этим домам процентов 90, то сейчаспочти 100 процентов собирается. Управление жилфондом - проблема сложная.Ее надо решать, и для этого у нас создана саморегулируемая организацияуправляющих компаний автономного округа, которая помогает власти врешении этой проблемы. Необходимо понимать, что решение всех этихпроблем во многом зависит от самих собственников, их активности.