В Югре внедряют технологии обработки и утилизации отходов

В Югре внедряют технологии обработки и утилизации отходов


Как известно, с 1 января 2017 года услуга по сбору вывозу утилизации и размещению отходов будет включена в коммунальную услугу. В связи с этим, Минстрой и Антимонопольная служба Российской Федерации разрабатывают методические рекомендации по формированию тарифов, правила оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), порядок заключения договоров на ее оказание и расчетов.

Собственно, речь идет просто об ином формате оплаты за сбор и размещение мусора, за которые мы и так платим, но эта строчка «зашита» в составе коммунальной услуги. При этом сегодня никем стоимость этой строки не нормируется – ее определяет управляющая компания, часто по представленным транспортной компанией, вывозящей мусор расчетам. С нового года вопрос обращения с коммунальными отходами будет выведен в открытую, прозрачную плоскость. Теперь управляющая компания, ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за вывоз мусора, будут осуществлять расчеты за эту услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что такое региональный оператор, как и где в скором времени будут перерабатываться отходы, нужна ли переработка ТКО округу, насколько новая система экологична, и привлекательна для инвесторов - в нашем материале.

Региональный оператор
На сегодняшний день в Югре складывается достаточно непростая ситуация в области обращения с отходами производства и потребления. Только в период с 2013 по 2015 годы среднегодовое образование отходов составило более 4,5 миллионов тонн. Из них около миллиона тонн – это коммунальные отходы, те, что образует население, в том числе, частный сектор и многоквартирные дома. Конечно, этот мусор должен быть утилизирован и размещен на специальном полигоне. К сожалению, современная система, которая бы обеспечивала этот процесс, в округе только зарождается.

На сегодняшний день полигонами обеспечено лишь 53% населенных пунктов региона, то есть чуть больше половины. Оставшиеся везут образованные отходы на санкционированные объекты размещения, а так же пытаются каким-то образом отсортировывать мусор силами местных предпринимателей и отправлять его для вторичной переработки на заводы за пределами округа.

Однако ситуация меняется. В конце 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 458-ФЗ «О внесении изменений в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В рамках этого закона должна быть реализована государственная политика по сокращению образования отходов, снижению их класса опасности, обработке, утилизации, обезвреживанию и, самое главное, максимальному вовлечению отходов во вторичный оборот. На сегодняшний день в Югре уже есть четкий план действий для организации современной системы этой работы.

Кроме того, закон вводит понятие регионального оператора, который должен заработать с 1 января 2017 года. Это некая коммерческая структура, которая будет заниматься организацией всей цепочки движения отходов на вверенной ей территории. Оператор как раз и будет отвечать за то, чтобы мусор вывозили с контейнерных площадок и везли на тот полигон, который предусмотрен соответствующей схемой. Сейчас сама система выстроена таким образом, что заказчиком услуги является управляющая компания, а транспортная компания, зачастую, получает деньги сразу и везет мусор куда угодно, в том числе и на нелегальные свалки и в овраги. В будущем, договоры будут заключаться между потребителем и региональным оператором, который и будет платить транспортной компании, но только по факту выгрузки мусора на полигон.

«Предполагается, что весь путь отходов, начиная от контейнерной площадки и заканчивая размещением отходов на полигоне условно говоря, будет прозрачным. Он будет отслеживаться вплоть до места его размещения. Кроме того, в задачи регионального оператора, совместно с региональными и муниципальными властями, будет входить обеспечение раздельного сбора отходов и максимального вовлечения образованных отходов во вторичный оборот, то есть, утилизация этих отходов», - рассказал заместитель директора - начальник Управления использования водных объектов и ООПТ, реализации мероприятий программ в области обращения с отходами Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры Павел Ващенко.

Определение регионального оператора будет происходить в три этапа: создание соответствующего нормативно правового акта, утверждение схемы обращения с отходами в новых реалиях законодательства и, непосредственно, выбор регионального оператора, который должен быть произведен не позднее 1 января 2017 года.

Переработка и захоронение отходов
Эксперты подсчитали, что в России экономический эффект от раздельного сбора мусора может составить свыше 130 миллиардов рублей в год. На одного человека в год приходится около 400 килограммов твердых коммунальных отходов, что дает общий объем в 60 миллионов тонн в год. При этом перерабатывается не более 15%. В денежном выражении эффект от раздельного сбора ТКО эксперты оценивают примерно в 15 тысяч рублей на тонну. Упущенная выгода при захоронении такого рода отходов составляет более 60 миллиардов рублей ежегодно.

В Югре показатель утилизации коммунальных отходов сегодня едва превышает 2%, остальной мусор размещается на полигонах. Согласно программе «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», к 2030 году планируется отправлять на переработку уже не менее 20% ТКО. «Звёзд с небес мы не хватаем, понимаем, что население должно привыкнуть к раздельному сбору (сортировке), пересмотреть свои взгляды на проблему и попытаться помочь бизнесу и региону и, в конце концов, сделать югорскую землю чище. Ясно, что за один – два года этого не произойдёт», - делится планами Павел Владимирович.

Кроме того, с июля 2016 года в Югре введено обязательное лицензирование всех видов деятельности в области обращения с отходами. Сегодня уже все предприятия, задействованные в этой отрасли, получили лицензии на сбор, вывоз, утилизацию и размещение отходов, что позволяет государству контролировать «мусорный» процесс.

Помимо прочего, для обеспечения экологической безопасности в автономном округе разрабатывается территориальная схема обращения с отходами. Она будет являться серьезным подспорьем в работе регионального оператора. Схема как раз и будет регулировать все взаимоотношения, начиная от образования отходов и заканчивая их размещением. Иными словами с помощью компьютера станет возможным отследить, какие отходы, где образуются как двигаются и куда в конечном итоге приходят.

Также законом предполагается поэтапный запрет на захоронение отдельных видов отходов. Речь идёт о бумаге, стекле и, в первую очередь, пластике. Это объясняется очень просто. Данные виды мусора на сегодняшний день широко применяются во вторичной переработке и конечно, это сырье необходимо экономически эффективно использовать.

Например, в Сургуте уже есть производство по переработке пластика, в Нижневартовске сегодня перерабатывают резину, старые покрышки, в Ханты-Мансийске - бумагу. Но, к сожалению, в основном всё это происходит на уровне подготовки сырья для производства. После порубки пластика на более мелкие частицы, прессовки бумаги до определённого объема, сырье комплектуется и вывозится на производство, в том числе за пределы региона.

Из вторсырья в Югре производят резиновую плитку для тротуаров, специальную резиновую подложку для спортивных площадок. С применением отходов пластика также делается тротуарная плитка. «Но это отдельно взятые, небольшие предприятия. Для того чтобы отрасль развивалась нужен системный подход, необходимо организовать стабильную сырьевую базу, определиться с технологиями, рынками сбыта, стимулированием предприятий. Для этого тоже принимаются определённые шаги со стороны правительства региона», - отметил Ващенко.

Комплексные межмуниципальные полигоны
Окружные власти всерьёз озабочены темой утилизации и переработки ТКО. Предполагается, что до 2020 года в Югре будет построено пять комплексных межмуниципальных полигонов - в Нягани, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургуте и Нижневартовске.

Данные комплексные объекты проектируются в рамках территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления и предполагаются к последующей передаче их предпринимателям в рамках концессии, для строительства и эксплуатации комплексных объектов по размещению, сортировке и переработке отходов.

На сегодняшний день уже выбраны земельные участки и за счет бюджетных средств осуществляется проектирование этих объектов, обеспечиваются необходимые технологические подключения. По словам эксперта, тот бизнес, который придёт на эту территорию уже будет иметь определённую основу, ему не нужно будет проходить через оформление проектной документации и прочего, а, в конечном итоге, нужно будет только построить и эксплуатировать полигоны. Кроме того, планируется, что в рамках строительства округ также окажет предпринимателям финансовую поддержку. Сделано это будет в том числе и для того, чтобы данные проекты стали более инвестиционно привлекательными.

Места для размещения полигонов выбраны с соблюдением множества параметров – экологического, экономического, географического, логистического и главное с учетом информирования населения. Всего учтено более 15 условий. Так, с участком для Нижневартовского объекта определялись около трёх лет. Было рассмотрено 14 площадок, из которых, все-таки, выбрали только одну, которая соответствовала всем сегодняшним условиям и требованиям.

Строительство первого из пяти полигонов, в районе Нефтеюганска, планируется начать уже в следующем году. Окружные власти намерены привлечь к его возведению частного инвестора, который станет эксплуатировать объект на условиях концессионного соглашения. Комплекс будет включать в себя мусоросортировочную станцию, площадки для перспективного развития бизнеса, например установки мощностей по производству гофротары и карт для захоронения отходов. Все это расположится на участке почти в 28 гектар. Ежегодно полигон сможет принимать до 90 тысяч тонн мусора из Нефтеюганска, Пыть-Яха, а также поселений района. Объем захоронения отходов составит не менее 500 тысяч кубометров. Оценивается проект, его строительство и запуск, более чем в миллиард рублей.

И напоследок немного о ментальности
Эксперты отмечают, что главным препятствием на пути внедрения селективного сбора отходов является менталитет наших сограждан. Все опыты по запуску системы раздельного сбора ТБО в крупных городах России провалились: специальные контейнеры для пищевых отходов, бумаги и стекла подавляющим большинством россиян попросту игнорировались. Можно, конечно, решить эту проблему методом штрафов, но выстроить четкий процесс отслеживания нарушений попросту не удастся. Да и не уместен в данном случае принцип «кнута»: нужна чётко продуманная система экономической мотивации и удобная организации самого процесса раздельного сбора. Так, в крупных населённых пунктах пункты сбора мусора должны находиться в шаговой доступности, а в сельской местности необходимо организовать сбор ТКО у каждого дома.

«Проекты должны начинаться с культуры обращения с отходами на уровне каждого домохозяйства и заканчиваться формированием широкого пула производств, использующих в своей деятельности вторичное сырье», – подчеркивала на одном из профильных заседаний губернатор Югры Наталья Комарова.

В то же время, югорчане готовы приложить усилия, чтобы сделать родную землю чище. Как утверждает Павел Ващенко, не так давно в Ханты-Мансийске проводился тематический опрос и более 50% респондентов высказали свое согласие на сортировку отходов.

Ко всему прочему, прорабатывается возможность, что те, кто станет свой мусор сортировать, будут платить за услугу меньше.

ИСТОЧНИК: РИЦ Югра
Альбина Волкова