Легкая и сверхлегкая авиация на Ямале: сфера применения расширяется

Исторически так сложилось, что на Ямале – с его суровым климатом и огромными расстояниями – особой популярностью пользуется авиация. В послевоенное время активно развивалась сверхлёгкая и лёгкая гидроавиация. Во времена геологического, а затем промышленного освоения ямальского Заполярья, в условиях отсутствия транспортной инфраструктуры использование такого типа авиации давало первопроходцам Арктики преимущество. Вплоть до 1975 года в Салехарде выполнялись полёты с водной поверхности. Тогда самолёты производили взлёт и посадку с водной поверхности близ окружной столицы, сейчас этот район так и называется – "Гидропорт". С тех времен малая авиация не использовалась. Но, начиная с 2012 года, – с созданием Региональной общественной организации "Федерация лёгкой и сверхлёгкой авиации ЯНАО "Крылья Арктики" – началось её активное возрождение.

Сегодня на базе федерации построена взлётно-посадочная площадка "Обдорск". В составе площадки административное здание со столовой, мини-гостиницей и учебным классом, 2 ангара для авиационной техники, взлётно-посадочная полоса, оснащённая светосигнальной системой, вертолётная площадка и метеостанция.

Федерации принадлежит 4 самолета Л-42М и учебно-тренировочный самолёт А-22 "Аэропракт". На этих воздушных судах выполняется патрулирование пожароопасных участков округа, что особенно востребовано в летнее время. Оказывается содействие в работе научно-исследовательских, экологических экспедиций по всему округу, в том числе и на самых северных территориях, таких как остров Белый, остров Велькицкого и Гыданский полуостров. В частности, пилоты федерации выполняют заказы по доставке малька сиговых рыб в отдалённые районы. "Мы летим в Харп загружаться мальком, после перевезём его в район Лаборовой, где рыбу выпустят в местные водоёмы", - поделился планами на ближайшие дни шеф-пилот федерации Владимир Мицык.

Характеристики самолётов позволяют преодолевать расстояние в 1600-1700 километров на одной заправке. С начала 2017 года пилоты федерации выполнили полётов на более чем тысячу часов. В основном, это лесопатрулирование. Совместно с заводом-изготовителем представители федерации доработали самолеты под условия Крайнего Севера, и сегодня получили возможность комфортно использовать авиатехнику круглый год при любой температуре. "Наши самолеты универсальны. На них можно выполнять взлёт и посадку с любой поверхности – с суши, воды и снежного покрова. Можно летать в любое время года, например, зимой при температурах до -40 градусов и даже ниже", - добавил Владимир Мицык.

В планах федерации развивать и способствовать повышению уровня популярности малой авиации в округе. В частности, планируется обучать лётному делу желающих. Для обучения молодых пилотов здесь имеется учебный самолет "Аэропракт". Сегодня организация занята "бумажной" работой, цель которой – организация Центра обучения пилотов.