Ямал выбран в качестве одного из пилотных регионов по разработке новых принципов организации транспортной системы Сибири и Дальнего Востока
В 2018 году московские учёные проведут на территории округа исследования по интеграции локальных транспортных коммуникаций с национальной транспортной системой, увязки автозимников и сезонных речных трасс в общую схему формирования новых маршрутов между Европой и Азией. Как рассказал руководитель проекта, доктор географических наук Александр Пилясов, авторы намерены изучить возможности развития на севере "транспорта наоборот", основанного на новых принципах организации перевозок.
"Например, если в более южных районах основной упор делается на строительство как можно более густой сети стационарных дорог, по которым перемещаются обычные автомобили, то на Севере, как мы предполагаем, часто эффективнее могут оказаться виды транспорта, не требовательные к дорогам, – от малой авиации до внедорожных автомобилей, – комментирует Александр Пилясов. – Сейчас на "северах" уже и так многие используют снегоходы, модернизированные автомобили, вездеходы, снегоболотоходы, самодельные внедорожные виды транспорта, что зачастую чревато проблемами с официальными инстанциями. Изучить возможности легализации таких транспортных средств, жизненно необходимых на бездорожье, – одна из задач нашей работы".
В основу исследований заложен принцип зональности, широко применяющийся в изучении природы, и которому, как считают учёные, в условиях Сибири и Дальнего Востока подчиняются многие стороны жизни человека, в том числе и транспорт.
Проект будет реализован в течение трёх лет на средства гранта Русского географического общества совместно с РФФИ (грант РФФИ-РГО №17-05-41168 "Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока"). Исполнитель – научно-практическая структура АНО "Институт регионального консалтинга". В 2017 году учёные выделили локальные транспортные системы, разработали комплекс критериев и методики природно-хозяйственного зонирования территории Сибири и Дальнего Востока. В 2018 году приступят непосредственно к экспедиционным работам, которые будут проходить на территории пилотных регионов – Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа и Алтайского края.