Что это было, или Недетский список омбудсмена

Оценка произведений искусства – вещь неблагодарная, в этом много субъективизма. Кого-то похвалишь или, напротив, раскритикуешь – всегда найдутся недовольные. В самом деле, одному нравится Джоконда, другому – современные инсталляции; один говорит, что Иосиф Кобзон – вершина музыкального творчества, а другой врубает на полную мощь песни группы "Руки вверх" или Ольги Бузовой. И с современной отечественной литературой происходит примерно то же самое: Пелевин или Акунин, Донцова или Маринина? Выбор и в самом деле велик.

И, вероятно, нет смысла ломать копья по поводу того, кто из нынешних – талантливый писатель, а кто – графоман. "На вкус и цвет фломастеры разные", – утверждает народ.
Но вот не так давно уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова обрушилась с критикой на некоторые современные детские произведения, которые, по ее мнению, страшно показывать даже взрослым. Она сообщила, что ведет подборку современной детской литературы, о которой просто стыдно говорить.
- К сожалению, родители порой в книгах наталкиваются на такое… Честно сказать, некоторое я даже озвучить не могу, потому что стыдно говорить, что пишут иногда в детских книгах, - заявила омбудсмен.
Всего в список Кузнецовой вошли 16 произведений современной детской литературы.
Мне, к сожалению, не удалось найти полный список в интернете. Омбудсмен, вероятно, не хочет подобные произведения рекламировать. Ею были названы лишь два из них, "самые приличные", с которыми я и поспешил познакомиться. Как я понял, Анна Кузнецова говорит именно о страшных книгах, то есть после прочтения которых ребенок будет плохо спать ночью, станет просыпаться с криками: "Не ешьте меня!".
Начнем с первого в списке – стихотворения Игоря Иртеньева "Сказ про глаз", написанного в 1991 году:

Уронил я в унитаз
Как-то тут намедни
Свой любимый карий глаз.
Правый. Предпоследний.
Глянул он прощальным взором,
Голубиным оком
Прямо в душу мне с укором,
Уносясь потоком.
И с тех пор все снится мне
Ночью в тишине,
Как он там ресницами
Шевелит на дне.

Комментируя произведение, многие взрослые защищали автора. Многим вещь нравилась, казалась смешной. На мой взгляд, стихотворение неудачное, поскольку… Отвечу словами моего любимого поэта Николая Глазкова:

Мне говорят, что "Окна ТАСС"
Моих стихов полезнее.
Полезен так же унитаз,
Но это не поэзия.

То есть мысль понятна: есть вещи, про которые в стихах, тем более детских, лучше не писать.
Второе из названных произведений ­– юмористическая приключенческая сказка Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь". Участвуют персонажи из легенд народа коми. На интернет-сайтах, где опубликован текст этой сказки, имеется множество благодарных отзывов читателей. Это и понятно: популяризация фольклора, развитие народных традиций…
Но и здесь возникает ряд вопросов, главный из которых: "А можно ли это читать детям?". Вот цитата (а таких можно привести много) из сказки: "А красным нельзя, красное – это для живых. И про блондинку вранье. Не была она дочкой миллионера, а была обычной женой Лешего. Я на ней женился, когда Леший сбежал. А потом как-то раз внезапно вернулся с охоты и вижу: жена моя свой скальп сняла и всяко его чистит-вычесывает. Чистота – дело хорошее, конечно, но не до такой же степени. Тут я и понял, что она – не человек и даже не живое существо.
— Как это? – не поняла Даша.
— Ну, для чего с врага скальп снимали? Для того, чтобы он умер окончательно, а с целыми волосами может и воскреснуть. Там одна из наших душ, в волосах-то. И древние коми так делали, и вогулы. А если моя жена уже без скальпа, значит, она окончательно мертвая. Это нехорошо".
Как говорится, без комментариев.
Мне могут возразить: "А как же русские народные сказки, сказки братьев Гримм? Они тоже бывают очень страшными!"
Верно. Сюжет сказки о Белоснежке и семи гномах знаком многим с детства. Однако не все знают, что когда королева поручает псарю отвести самую красивую в королевстве девочку - Белоснежку - в лес и убить, она требует принести ей доказательство. Ни больше, ни меньше - легкое и печень несчастной девочки. Когда подданный, пожалев Белоснежку, приносит королеве внутренности оленя, та съедает их.
В сказке "Гензель и Гретель" говорится о брате и сестре, которые попадают в лапы к ведьме-каннибалу, живущей в лесном доме, построенном из сладостей.
В "Золушке" одна из сестер ампутирует себе палец, а другая отрезает часть пятки, чтобы туфелька пришлась впору.
Но надо понимать, что народные сказки доходят до детей в адаптированном варианте, все страсти-мордасти, по возможности, убираются в процессе перевода или пересказа.
Хороший редактор достойного издательства никогда не пропустит нечто страшное или пошлое – одним словом, то, что может повредить ребенку, его психике. Другое дело, что в эпоху 1990-х появилось много сомнительных издательств, и планка качества детских книг упала. Если у тебя есть деньги, ты можешь напечатать все, что хочешь. Так что омбудсмен поступает правильно, пристально изучая современную детскую литературу.
Но, на мой взгляд, для юного читателя гораздо опаснее не сказочные чудовища, а низкое качество самой литературы, которая подчас напоминает продукт графомана.
Назову лишь одно имя детского автора – Владимир Степанов. Его книгами завалены все полки во всех книжных магазинах страны. Вот, что мы читаем о нем в интернете: "Один из самых популярных детских писателей, имя которого известно каждому – это Владимир Степанов. И это вполне объективный факт. По данным Государственной книжной палаты, тираж книг Степанова за последние три года превысил 20 млн экземпляров (по 7 млн в год), что больше, чем тиражи К. Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова, Э. Успенского и других советских и зарубежных авторов. Стоит добавить, что у В.А. Степанова более 700 названий больших и малых книг за весь период творчества, не считая переизданий. Удивительная работоспособность…" Здесь я прерву восторженный отзыв. Бедные Барто, Маршак и Чуковский, прочитав произведения Степанова, обошедшего их по тиражам, я уверен, были бы в явном недоумении.
Приведу лишь пару примеров, чтобы не занимать ваше внимание:

Самолет гудит,
Он сейчас взлетит.
Шлем надел пилот,
Звать его Енот.

Или вот такое:

Акробат мой, Акробат,
Ножки, как пружинки.
Он как мячик прыгать рад
На спине у свинки.
Свинка хлопает ушами,
Ей играть приятно с нами.

"Что это было?" - спросит читатель, представитель моего поколения, воспитанный на хорошей детской литературе. И я отвечу: "Сам в шоке". Но наших детей продолжают пичкать литературным суррогатом, что лично я считаю преступлением перед подрастающим поколением.
А выводов два.
Первый. Писателей у нас хватает. Пора воспитывать талантливых читателей, пора прививать художественный вкус, чтобы дети могли сами определить, что хорошо, а что плохо в литературе.
Второй. Предлагаю В. Степанова включить в список омбудсмена под номером 17. Потому что читать его книжки даже мне, взрослому человеку, очень страшно.

Инна Зайковская, по материалам Издательского дома Новости Югры
ИА Мангазея-Новая Югра