На Ямале 2017-й стал годом совершенствования системы межбюджетных отношений
Основные усилия в прошлом году были направлены на устойчивое исполнение бюджетов муниципальных образований, сокращение различий в бюджетной обеспеченности и повышение эффективности межбюджетного регулирования в регионе. Об этом сообщили в департаменте финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Впервые за последние три года количество муниципальных образований в округе, закончивших финансовый год с профицитом, превысило отметку 30, из них: пять городских округов, один муниципальный район, четыре городских поселения и 21 сельское поселение.
Благодаря слаженному взаимодействию исполнительных органов государственной власти с органами местного самоуправления и качественному управлению финансовыми рычагами в муниципальных образованиях реализованы проекты по благоустройству территорий, созданию спортивно-оздоровительных площадок, ремонту дорог и многие другие проекты. Обеспечена реализация "майских" указов Президента Российской Федерации, выполнены все социальные обязательства перед населением.
По расходам исполнение консолидированного бюджета муниципальных образований округа по состоянию на 1 января 2018 года составило более 80 млрд рублей, что на 9,5% выше исполнения по сравнению с прошлым годом. Исполнение по доходам консолидированного бюджета муниципальных образований также составило 80 млрд рублей, что на 8% выше исполнения за предыдущий отчётный период.
При этом местные бюджеты в 2017 году традиционно сохранили свою социальную направленность.
"Межбюджетные отношения – это один из инструментов управления социально-экономическим развитием региона, – отметила заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента финансов Альбина Свинцова. – Проводимая правительством автономного округа политика в области межбюджетных отношений направлена на создание условий для развития экономического и налогового потенциала органов местного самоуправления, их сбалансированность и полное обеспечение всех расходных обязательств. Именно поэтому межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований в 2017 году составили 58 млрд рублей, что на 14% выше уровня 2016 года".
Кроме того, в 2017 году успешно реализована практика консолидации межбюджетных субсидий, предоставляемых местным бюджетам из окружного. При этом муниципальным органам предоставлено право самостоятельного принятия решения о распределении полученных средств в рамках установленных целей. Это мера позволяет укрепить финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в принятии бюджетных решений.
В минувшем году большое значение уделено стимулированию экономических преобразований и реформированию общественных финансов и повышению платёжеспособности местных бюджетов, активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса, достижению муниципальными образованиями наилучших значений показателей организации и осуществления бюджетного процесса. В этих целях в округе ежегодно проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях региона, характеризующая такие направления как бюджетное планирование и исполнение бюджета, управление муниципальным долгом и муниципальной собственностью, а также прозрачность бюджетного процесса.
Напомним, что по результатам оценки, проведённой в 2017 году, пяти муниципальным образованиям присвоена I (высокая) степень качества организации и осуществления бюджетного процесса. Итогом оценки является составление рейтинга муниципальных образований по качеству организации и осуществления бюджетного процесса. Лидером рейтинга стал город Губкинский, укрепив свою позицию по сравнению с оценкой годом ранее. На втором месте находится город Муравленко, это значительно выше показателя предшествующего периода. Замыкает тройку лидеров Ноябрьск. Победителям были предоставлены дотации из окружного бюджета за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях округа.
К числу других мероприятий, направленных на финансовое оздоровление и стимулирование экономических реформ, относится заключение соглашения с высокодотационными муниципальными образованиями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета. В частности, в соглашении предусматриваются меры по сокращению задолженности и увеличению объёма неналоговых доходов, по оптимизации налоговых льгот, по увеличению доходной базы, оптимизации расходов, а также по организации мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности бюджета муниципального образования и другие эффективные меры.