Темы внутреннего финансового контроля и аудита обсудили в Салехарде

Накануне, 20 марта, в департаменте финансов Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось совещание на тему "Внутренний финансовый контроль, аудит, ведомственный контроль. Повышение эффективности контроля за расходованием средств, выделенных на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд".

В работе совещания приняли участие представители заказчиков – учреждений, исполнительных органов государственной власти, муниципалитетов. Всего участвовали 113 человек.

Открывая совещание, первый заместитель директора департамента Артур Репин отметил: "В современных экономических условиях роль финансового контроля значительно возрастает. В связи с этим становятся актуальными для обсуждения вопросы повышения эффективности деятельности контрольных органов и ведомственного контроля на Ямале. Сегодня это основная цель нашего совещания". Артур Репин подчеркнул, что ведомственный контроль является действенным механизмом в борьбе с нарушениями в финансово-бюджетной сфере. "Ведь самым главным приоритетом деятельности участников бюджетного процесса является эффективное и рациональное расходование бюджетных средств в соответствии с целями и мероприятиями, предусмотренными государственными программами субъектов Российской Федерации, в том числе региональными целевыми программами, муниципальными программами", - отметил он.

В выступлении заместитель руководителя ведомства Елена Суханова заметила, что большое значение в повышении качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса имеет внедрение и развитие ведомственной системы внутреннего финансового контроля и аудита, нацеленных не только на обнаружение соответствующих нарушений, но и, прежде всего, на их предупреждение. "В целях повышения результативности и эффективности осуществления внутреннего государственного финансового контроля за бюджетными средствами департаментом финансов округа за основу принят риск-ориентированный подход планирования контрольной деятельности, который позволяет своевременно выявить потенциально возможные "зоны риска" и принять соответствующие меры превентивного характера, направленные на стимулирование объектов контроля к соблюдению бюджетного законодательства и поддержанию бюджетной дисциплины", - подчеркнула она. Для решения указанной задачи департаментом финансов региона на системной и регулярной основе применяется метод мониторинга финансовой деятельности объектов контроля, что позволяет обеспечить интегральную оценку работы каждого отдельного заказчика на предмет эффективности закупок, выявить риски неэффективного использования бюджетных средств на приоритетных направлениях, а также предусматривает возможность осуществления оперативного контроля при минимуме финансовых и трудовых затрат. Исполняющий обязанности директора департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Побережный озвучил правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельной цены и нормативных затрат, а также поделился с участниками совещания опытом осуществления ведомственного контроля.

С докладами о проведении ведомственного контроля в сфере закупок выступили начальник управления финансового контроля департамента финансов автономного округа Николай Евдокимов, а также заместитель директора департамента развития комплексных решений ООО "Бюджетные и финансовые технологии" Елена Зенцова, представившая внутренний финансовый контроль и аудит в качестве системы предупреждения нарушений на ведомственном уровне. Представители департамента экономики и департамента здравоохранения региона представили свой опыт осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу Юлия Желнина осветила вопросы реализации Управлением полномочий по контролю за осуществлением органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) контроля за соблюдением требований Закона №44-ФЗ. Таким образом, в случае, предусмотренном частью 27.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков могут перепроверить должностные лица Управления Федерального казначейства. Кроме того, в своём докладе Юлия Желнина отметила основные нарушения в сфере закупок, к которым относятся нарушения при установлении требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг), ошибки в расчёте и отсутствие обоснования применения метода определения начальной (максимальной) цены контракта, отличного от указанных в части 1 статьи 22 Закона 44-ФЗ, и др.

По итогам работы совещания состоялся круглый стол, на котором участники обсудили прослушанные доклады, иные вопросы нормативного регулирования в сфере внутреннего и ведомственного финансового контроля и аудита, а также получили квалифицированные ответы на интересующие вопросы в рамках заявленной темы.