Арктическую науку нацеливают на решение прикладных задач
В Салехарде состоялось выездное заседание рабочей группы "Развитие образования и науки" Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством заместителя министра образования и науки Российской Федерации Григория Трубникова.
На совещании были рассмотрены вопросы стимулирования притока высококвалифицированных кадров в Арктику, механизмы координации и планирования научно-исследовательской деятельности, развитие человеческого потенциала. В заседании рабочей группы приняли участие руководители высших ученых заведений северных регионов и научно-исследовательских институтов РАН, учёные, эксперты и специалисты в области науки и образования. Открывая встречу, заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников отметил, что у каждого северного региона есть своя специфика. Главная цель рабочей группы – рассказать о лучших практиках и методиках, которые успешно реализуются на разных территориях.
На решение задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для Арктики, сегодня работают несколько ведущих вузов страны. На Ямале успешно развивается среднее специальное образование. Участники рабочей группы перед заседанием посетили Ямальский многопрофильный колледж и высоко оценили работу образовательного учреждения. Советник губернатора ЯНАО Ирина Сидорова подчеркнула, что ямальское образование нацелено на создание опережающей системы подготовки и поставки рабочих кадров, востребованных на рынке труда.
Директор департамента по науке и инновациям ЯНАО Алексей Титовский проинформировал участников о развитии научно-исследовательской деятельности в округе. Он рассказал, что на Ямале, ключевом энергетическом центре страны, до сих пор действует единственная академическая структура – Арктический научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН. Для решения широкого спектра задач, связанных с развитием региона, в 2011 году был создан Научный центр изучения Арктики. Поддержкой и развитием научно-исследовательской и экспедиционной деятельности занимается некоммерческое партнёрство "Российский Центр освоения Арктики", учреждённое правительством ЯНАО совместно с академическими институтами и вузовскими центрами страны. У ямальской науки есть успешный опыт кооперации с федеральными научными центрами, широкий круг партнёров из Финляндии, Франции, Бельгии, Норвегии и других стран.
Алексей Титовский подчеркнул, что каждый год на Ямал поступают десятки заявок на проведение научных изысканий и организацию экспедиционных исследований. Эту работу округ и дальше готов проводить, что соответствует задачам, поставленным Президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, в котором говорилось о необходимости наращивания потенциала науки, в том числе за счёт оперативного формирования условий для работы ведущих исследовательских коллективов, международных групп учёных.
Алексей Титовский и участники заседания из других регионов рассмотрели проблему координации научных исследований в Арктике. Существует дублирование научных изысканий, когда коллективы учёных, обособленно друг от друга, работают на один и тот же результат. Назрела необходимость создания единого центра координации научных исследований, чтобы повысить эффективность использования финансовых, людских и материально-технических ресурсов, и информационно-аналитического центра для систематизации накопленных знаний и их дальнейшего эффективного использования. "Эта тема требует особого внимания, так как координация и согласованность действий являются необходимым условием эффективности деятельности государства в научной сфере", – пояснил Алексей Титовский.
Участники рабочей группы оценили опыт автономного округа в создании сети научно-исследовательских стационаров на Ямале, Гыдане и острове Белый для организации и проведения полевых работ. Стационары являются своего рода центрами коллективного пользования, так как на них приезжают работать учёные, представляющие академическую, вузовскую и региональную науку. В ходе обмена мнениями поступило предложение включить их в программу министерства образования и науки по развитию центров коллективного пользования научным оборудованием.
На заседании также обсудили роль региональных исследовательских центров в системе управления наукой страны, необходимость формирования плана научных работ в Арктической зоне Российской Федерации с учётом потребностей территорий. Заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников высказал мнение, что академическим институтам, не ориентирующимся на решение прикладных задач, будет сложнее выживать за счёт федеральных бюджетных средств.
"Тренд развития региональных научных центров должен быть точно направлен в сторону индустриальных партнёров. Наука должна быть полезной и востребованной для конкретной отрасли, для конкретного региона", – прокомментировал Григорий Трубников.