Строительство трассы Северного широтного хода не нанесёт ущерба историко-культурному наследию Ямала

В решении практических задач, связанных с инфраструктурным развитием Ямало-Ненецкого автономного округа, участвуют археологи. В полевой сезон 2018 года учёные провели археологическое обследование трассы проектируемого Северного широтного хода на предмет наличия возможных памятников на участках, по которым пройдёт железнодорожная магистраль. По результатам обследования, около 400 километров в Приуральском и Надымском районах археологических памятников, которым мог бы быть нанесён ущерб при строительстве трассы, не выявлено.

«Лишь в Надымском районе обнаружили останки артефактов, относящихся, вероятно, к эпохе неолита. В Приуральском районе ничего не выявлено. Логическим объяснением является вовсе не безлюдность и необжитые территории, а то, что будущая трасса пройдет на значительном удалении от главных жизненно важных водных магистралей региона. Проект трассы предусматривает её расположение по водоразделу на значительном удалении от крупных рек, как Полуй, являющихся транспортной артерией и источником пищевых ресурсов», - рассказал участник работ, старший научный сотрудник сектора археологии Научного центра изучения Арктики Андрей Гусев.

Заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Наталья Фёдорова отметила, что идее Северного широтного хода, на самом деле, чуть более тысячи лет. Изучение древней и средневековой истории региона по материалам археологических памятников показывает, что важность существования морских и сухопутных путей сообщения, связывающих север Западной Сибири с соседними регионами, осознавали ещё в те времена. В 1222 году было совершено последнее путешествие викингов в Биармию, согласно легендам, расположенную на севере Восточной Европы. Поход маркирован застёжкой плаща того времени, найденной в районе Салехарда. До петровских реформ на север Западной Сибири ходили поморы. В XV-XVI веках были попытки проложить северный ход до Обдорска через Пустозёрск, Печору и построенную для упорядочивания торговых связей Собскую заставу. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта строительства железной дороги, отклоненных правительством по причине преждевременности и нерентабельности. «В ХХ веке продолжением идеи стала известная 501-я стройка, один из участков которой сейчас исправно функционирует – «Чум-Лабытнанги», – добавила Наталья Фёдорова.

По словам исследователей, средневековая история торговых и культурных связей арктического региона подтверждает важность строительства Северного широтного хода.
Олег Андреев, ЮГРАИНФО