13:29 12.10.18
Северный широтный ход к богатствам Арктики
Сделан ещё один важный шаг к строительству Северного широтного хода на Ямале.Федеральное агентство железнодорожного транспорта подписало концессионное соглашение со специально созданной под масштабный проект компанией «СШХ».
Дмитрий Артюхов, губернатор Ямала, назвал это событие долгожданным. Ведь трансполярную железную дорогу (так она когда-то называлась) задумали ещё до войны. Она должна была пройти от Баренцева моря до Чукотки.
Разговоры о необходимости железной дороги на краю земли возобновились уже в новой России. Инициатором стало правительство Ямала. В начале XXI века участок, связывающий запад и восток автономного округа, обрёл статус самостоятельного проекта «Северный широтный ход».
По своим масштабам он сравним с возведением железной дороги от Тюмени до Нового Уренгоя, которая придала заметное ускорение освоению нефтяных и газовых залежей Югры и Ямала. Только на этот раз будущим строителям придётся работать в условиях вечной мерзлоты и гораздо более сурового климата.
С мёртвой точки «Северный широтный ход» сдвинулся весной 2017-го. Тогда Российские железные дороги и «Газпром» подписали первое соглашение о совместной реализации проекта. РЖД обязались реконструировать подходы к будущей дороге, как с запада, так и с востока. «Газпром» в свою очередь выказал готовность профинансировать строительство железнодорожной линии от Хорея до Пангод.
Весной нынешнего года Министерство транспорта России объявило конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство дороги от станции Обская до Надыма. Он предусматривает обустройство 353 километров железнодорожного полотна, а также сооружение двух мостовых переходов через Обь и Надым общей протяжённостью 41 километр. При общей стоимости проекта в 113 миллиардов рублей концессионер получит из федерального бюджета грант 12,7 миллиарда рублей.
В августе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения, оговаривающее условия финансирования, строительства и эксплуатации дороги. И вот теперь, в октябре, состоялось торжественное подписание соглашения с победителем. Компания «СШХ», соучредителем которой выступили РЖД, взялась открыть сквозное движение по Северному широтному ходу уже в 2023-м. А затем – до 2052 года – эксплуатировать дорогу, окупая затраты.
Дмитрий Артюхов убеждён, что официальное закрепление всех достигнутых ранее обязательств позволит в самое ближайшее время перейти к следующему этапу реализации проекта – строительству дороги.
- Мы делаем всё, чтобы работы на мосту через Обь начались уже в ближайшие месяцы, - подчёркивает губернатор арктического края. – Обязательства взяты серьёзные. Но мы рассчитываем на опыт подрядчика, на счету которого крымский мост. Важно не только уложиться в намеченные сроки, но и качественно построить колоссальный объект, столь необходимый жителям Ямала и работающим в Арктике компаниям.
Правительство автономного округа для ускорения работ берётся профинансировать сооружение автомобильной части моста через Обь (по примеру уже открытого мостового перехода через Надым) и предоставить концессионеру ранее наработанную проектную документацию. Кроме того, регион передаст партнёру земельные участки, необходимые для возведения полярной магистрали, и обеспечит доступ строителей к водным и лесным объектам.
Одновременно на Ямале ведётся подготовка к строительству ещё одной железной дороги – от станции Обская через Бованенково до арктического морского порта Сабетта. Этот проект уже получил название «Северный широтный ход 2».
Эксперты не сомневаются в успехе государственно-частного партнёрства. Ведь на кону благополучие всей страны. Уже на стадии создания крупнейший транспортно-логистический проект придаст дополнительный импульс развитию многих отраслей и регионов. И станет той самой «точкой роста», о которой неоднократно говорил Президент РФ. Поскольку потребует колоссальные объёмы инертных материалов, а также бетона, шпал, рельсов, мостовых конструкций и много другого, причём – что важно – отечественного производства. На стройке будут трудиться тысячи единиц техники, в сопутствующих отраслях в разных регионах будут созданы десятки тысяч рабочих мест.
В перспективе Северный широтный ход откроет доступ к разработке нескольких десятков месторождений и обеспечит кратчайший выход в мировой океан. Тем самым послужит решению поставленной президентом задачи увеличения грузопотока по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн в год к 2024 году. Но главное, заметно повысит конкурентоспособность российской промышленности и активизирует создание производств по глубокой переработке сырья. Непосредственно на краю земли. С ориентацией на экспорт.
С ямальскими транспортно-инфраструктурными проектами Севморпуть обретёт новые возможности. С учётом того, что он позволяет почти вдвое сокращать время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы. Северный морской путь станет мощной трансконтинентальной транспортной артерией, оператором которого будет выступать Россия.
Андрей Фатеев, ЮГРАИНФО