07:14 12.11.18
Сабетта. Дорога к морю
Кликните на фотографию для увеличения изображенияГосударство ищет концессионеров для строительства на Ямале ещё одной железной дороги – от станции Обская через Бованенково до арктического морского порта Сабетта. Этот проект уже получил название «Северный широтный ход 2».
Инициатором строительства самой северной железной дороги на планете, которая обеспечит всей срединной России кратчайший выход в мировой океан, выступило правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
В августе 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о концессионном соглашении по возведению Северного широтного хода. Как известно, реализацию масштабного проекта доверили компании «СШХ», соучредителем которой стали Российские железные дороги. Концессионер обязался возвести 353 километра железнодорожного полотна от станции Лабытнанги до Хорея, а также два мостовых перехода через Обь и Надым общей протяжённостью 41 километр. И открыть сквозное движение уже в 2023 году.
Именно с Северного широтного хода, призванного придать ускорение развитию всей страны, начал совещание в Сабетте Максим Акимов, вице-премьер российского правительства, возглавляющий совет директоров РЖД. Дмитрий Артюхов, губернатор Ямала, и председатель правления РЖД Олег Белозёров в свою очередь представили доклады о создании на краю земли единой арктической транспортной системы, включающей не только широтный ход, но и новый железнодорожный коридор до морского порта Сабетта.
Дорогу к морю, или «Северный широтный ход – 2», намерены проложить в рамках ещё одной концессии. При поддержке федерального правительства. Соглашение уже разрабатывают. Ведут переговоры и с потенциальными концессионерами. Помимо РЖД в проектную компанию «СШХ-2» могут войти «Газпром» и НОВАТЭК. Первый построил и эксплуатирует – в условиях вечной мерзлоты! - более 500 километров пути от станции Обская до Бованенковского месторождения. Благодаря второму, построившему завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ», появился морской порт в Сабетте.
От Бованенково до Сабетты остаётся всего 170 километров. Проект включает строительство не только железнодорожных путей, но и развитие сопутствующей инфраструктуры – приёмо-отправочных и сортировочных парков, узловой станции, локомотивного депо, пассажирских платформ и вокзала на станции Сабетта.
Приход поездов в Сабетту позволит сделать морской порт многофункциональным, открыв доступ к Северному морскому пути, а следовательно и к мировым рынкам, не только ямальским углеводородам, но и уральским металлам, сибирской пшенице… Одновременно с этим логистический комплекс заметно облегчит доставку строительных грузов в Заполярье. Ведь капитальные вложения в промышленное освоение полуострова Ямала и соседнего Гыдана, по оценке правительства арктического края, за ближайшие полтора десятка лет превысят 7 триллионов рублей. Соответственно и грузооборот стальной магистрали со временем может достичь 35 миллионов тонн в год.
Дмитрий Артюхов уверен: благодаря реализуемым на Ямале инфраструктурным проектам вся страна получит колоссальное развитие. Арктический край и впредь будет обеспечивать значительную часть планеты энергетическими ресурсами, а со временем - ещё и всевозможными полимерами. Наряду с этим он станет мощнейшим логистическим центром, ключевым звеном Северного морского пути.
Андрей Фатеев, ЮГРАИНФО