Обходной путь как самый выгодный

Срочные и плановые работы на нефтепроводах без остановки добывающего фонда. Специалисты АО «Самотлорнефтегаз» НК «Роснефть» оценили преимущества байпасной технологии с использованием нового поколения шлангового оборудования.

Байпас (англ. bypass – обход) – резервный путь, запасной маршрут для непременного обеспечения функционирования системы на время обслуживания, ремонта или ненужности основного пути.

Обходной путь как самый выгодныйСоздание временных обводных путей при ремонте трубопроводов – метод, реализованный на предприятии всего несколько месяцев назад. Как в случае с множеством других инноваций, толчком для него послужил проект, разработанный сотрудниками «Самотлорнефтегаза» к научно-технической конференции молодых специалистов. В основу его легло использование переносного шлангового оборудования для сооружения перемычек, отсекающих поток транспортируемой жидкости от нужного для работ участка трубы.

Опытно-промышленные испытания технологии на нефтесборах и водоводах низкого давления показали её эффективность: «Мы увидели, что это надёжно, выгодно и перспективно», – отметил представитель АО «Самотлорнефтегаз» Василий Смоленинов.

В качестве испытательного образца нефтяники применили гибкие полимерные сворачиваемые шланги диаметром 159 мм, подходящим для части трубопроводного парка предприятия. После их успешного тестирования заказали рукава 325-го диаметра, пропускная способность которых в 4-5 раз превышает 159-й. Недавно с их помощью подключили к сети новую трубу на нефтесборе КСП-16.

– Подрядчик построил 325-й трубой порядка 2,5 километров, – рассказывает представитель предприятия. – Если подключать её как обычно, нам необходимо было бы остановить 16 кустов. Эти работы по плану заняли бы минимум десять часов, что суммарно потянуло бы 71 тонну потери добычи нефти. А используя этот шлангенс мы сделали две перемычки со старой трубы на новую, и поочерёдно останавливали только три куста, которые непосредственно относятся к участку новой трубы. Тем самым снизили потери с 71 тонны до 9.

Обходной путь как самый выгодныйКстати, и процесс разматывания-крепежа полимерных рукавов занимает совсем немного времени. По словам Василия Смоленинова, его сотрудники на этом объекте с каждым из двух 50-метровых отрезков управились за два часа. И затем «без спешки, спокойно и главное безопасно» работали четверо суток. После подключения обводной линии время, затраченное на ремонт или, как в этом случае, замену участка трубопровода, уже не имеет значения, поскольку не выражается в цифрах потерь добычи нефти.

– При плановых ремонтных работах мы заранее за день разворачиваем шлангенс, опрессовываем, заполняем его жидкостью. А потом производим работы без оглядки на время – фонд не стоит, можем заниматься своим делом спокойно, – пояснил он.

Сейчас в распоряжении сотрудников ЦЭРТ-2 в общей сложности по 1000 метров гибких полимерных сворачиваемых шлангов диаметром 159 и 325 мм. Отрезки рукавов той и другой спецификации уже применялись на трёх трубных объектах на территории цеха. В предыдущий раз на КСП-6 ремонтникам удалось с их помощью избежать потери 500 тонн нефти.

Удобство и преимущества нового метода заставляют нефтяников сегодня «примерять» его при планировании ремонтных работ. «Не всегда получается – это зависит от протяжённости запорной арматуры, вантузных задвижек, диаметров трубы и других факторов. Нюансов много, но возможности есть, и мы их рассматриваем при любых плановых работах», – заключил представитель «Самотлорнефтегаза».

Алиса Львова. Фото предоставлены пресс-службой АО "Самотлорнефтегаз"
Людмила Пономарева, ЮГРАИНФО