РН-Юганскнефтегаз внедряет новую энергосберегающую технологию

Успешные опытно-промышленные испытания энергосберегающего электродвигателя провели в ООО «РН-Юганскнефтегаз». Дальнейшее внедрение агрегата на производственных объектах системы ППД позволит предприятию экономить порядка 9,8 миллиона рублей в год.

РН-Юганскнефтегаз внедряет новую энергосберегающую технологиюК подобным технологическим решениям производителей подталкивает постоянный рост цен на энергоносители. Это побуждает искать ресурсы для сокращения затрат при эксплуатации электрооборудования. В РН-Юганскнефтегазе провели опытно-промышленные испытания, по итогам которых принято решение модернизировать парк действующих СТДМ с переходом на картерную систему смазки.

Эксплуатация электродвигателей с щеточной системой возбуждения и принудительной системой смазки подшипников требует постоянных затрат на покупку масла, МТР, техническое обслуживание электродвигателя и оборудования маслостанции. Новая технология, применяемая в электродвигателях 2СТД-1600-2РУХЛ4 , позволила снизить затраты на техобслуживание агрегата, а также избежать расходов на электроэнергию, которую потребляет маслосистема. Таким образом, коэффициент полезного действия серьезно возрос при снижении удельного расхода электроэнергии. Испытания проводились на БКНС-16 Мамонтовского месторождения. Также картерные электродвигатели установлены на КНС Юганского региона. Это самые зрелые месторождения, двигатели, работающие здесь, уже выработали свой технический ресурс. Поэтому нуждаются в замене. На их место и были установлены новые двигатели с замкнутой системой смазки подшипников.

Как рассказал начальник отдела по повышению эффективности и энергосбережению ОО «РН-Юганскнефтегаз» Андрей Перемитин, партия из 10 картерных электродвигателей нового образца была установлена на объектах два года назад. Тестирование завершились в этом году. Оборудование все это время работало безотказно.

– Подобные разработки раньше не использовались, поэтому первоначально были определенные опасения у специалистов по электрооборудованию, механиков, руководителей подразделений. В частности, высказывались предположения, что подшипники будут нагреваться до предельных температур, надо ли будет доливать масло в систему, не возникнет ли повышенного трения и перегрева самого двигателя. Но все опасения оказались абсолютно напрасными, – подчеркивает эксперт компании.

РН-Юганскнефтегаз внедряет новую энергосберегающую технологиюОн отмечает, что экономия достигается за счет того, что нет необходимости тратить ресурс на работу маслонасосов. Это так называемая картерная система. В ближайшей перспективе планируется заменить около 200 электродвигателей.

– В нашей программе уже заложены соответствующие мероприятия. По расчетам, экономия от работы одного нового двигателя по сравнению со старым составит 13 тысяч кВт⋅ч в год. В масштабах нескольких сотен агрегатов это будет уже внушительная цифра. В итоге общая в денежном эквиваленте экономия будет уже почти 10 миллионов рублей в год, – поясняет Андрей Перемитин.

Добавим, что данные электродвигатели используются на кустовых насосных станциях для приведения в качестве привода центробежных насосов ЦНС для закачки воды в пласт, чтобы создать давление и обеспечить лучший приток нефти к забою скважины.

Как напомнил Андрей Перемитин, специалисты отдела также ведут постоянную работу по повышению энергоэффективности. Программы энергосбережения реализуются по направлениям энергетики, механизированной добычи, геолого-техническим мероприятиям, закачке воды, подготовке нефти, перекачке газа и так далее. Программы утверждаются на только на уровне головной компании НК «Роснефть», но и в Минэнерго.

«Как известно, тарифы постоянно растут. И чем больше составит экономия киловатт-часов, тем эффективнее удастся снизить прямые затраты на энергоресурсы. Этих результатов мы добиваемся без потери качества работы по основному направлению – повышению объемов добычи нефти. Более того, своевременная замена оборудования позволяет, наоборот, повысить результаты. Ведь любой выход из строя старого двигателя может означать остановку процесса закачки рабочего агента в пласт. Установка экономичных безаварийных устройств поможет повысить эффективность всего производства», – заключает Андрей Перемитин.
Виктория Пешкова, ЮГРАИНФО