14:03 22.11.21
К 80-летию контрнаступления Красной армии под Москвой Росгвардия опубликует исторические документы
Как стало известно корреспонденту ИА "Мангазея", к 80-летию контрнаступления Красной армии под Москвой Росгвардия начинает серию публикаций о малоизвестных исторических фактах участия войск НКВД СССР в одном из важнейших сражений Великой Отечественной войны.
Историки ведомства провели масштабную работу с рассекреченными документами и архивными источниками, восстанавливая события с участием войск правопорядка, которые мало известны широкой аудитории. Результаты исторического исследования в преддверии Дня начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (5 декабря) будут опубликованы на сайте Росгвардии.
Так, 22 ноября 1941 года в ходе обороны столицы совершил подвиг экипаж бронепоезда № 53 53-го полка 3-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в районе города Солнечногорск Московской области.
Как известно, во второй половине ноября 1941 года с наступлением гитлеровских войск в направлении Клин – Дмитров, а также в направлении Истра – Солнечногорск советские войска начали оборонительные сражения на ближних подступах к Москве. Бронепоезд № 53 (командир – капитан А.Д. Джахиев, комиссар-политрук В.П. Полюсук, секретарь парторганизации Н.М. Смирнов) 22 ноября 1941 года выполнял боевую задачу по прикрытию участка железной дороги на участке Клин – Крюково и находился на железнодорожной станции Покровка Октябрьской железной дороги.
В 16.00 из сообщения по селектору со станции Подсолнечная капитану Джахиеву стало известно о неожиданном прорыве танков противника к Солнечногорску и обстрелу ими из орудий этой железнодорожной станции и наших войск, движущихся по Ленинградскому шоссе. Бронепоезд на полных парах двинулся в сторону Солнечногорска, к которому с юго-запада действительно уже подходила колонна вражеской техники, – артиллеристы чекистского бронепоезда немедленно открыли по ней огонь прямой наводкой и первыми снарядами подбили сразу два танка.
После этого ещё два часа продолжался ожесточённый бой, в ходе которого гитлеровские танки, разделившись на две группы, пытались остановить движение бронепоезда, обстреливая его из орудий и круша гусеницами на его пути железнодорожные рельсы. Однако, потеряв ещё три танка в ожесточённой дуэли, они вынуждены были отступить.
Так был сорван захват Солнечногорска передовым отрядом неприятеля, обеспечен отход частей РККА на новые позиции, а также спасена железнодорожная станция Подсолнечная, в этот момент забитая составами, прибывшими для тылового обеспечения частей и соединений 16-й армии, в том числе вагонами с тёплым обмундированием и валенками. Под защитой бронепоезда, ведшего заградительный огонь, эшелоны удалось отогнать в безопасное место.
Сам бронепоезд, одновременно ремонтировавшийся (был пробит тендер паровоза, а всего насчитывалось три десятка крупных и более сотни небольших пробоин) и продолжавший заградительный огонь, вскоре взял курс на станцию Поварово, где, приняв на борт пулемётный батальон, доставил его на позиции всё к тому же Солнечногорску.
Командующий Московским военным округом и Московской зоной обороны генерал П.А. Артемьев дал высокую оценку действиям экипажа бронепоезда, а некоторые его командиры и красноармейцы были удостоены правительственных наград. Особенно храбро действовали в бою, как это отмечено в исторических документах той поры, начальник разведки лейтенант Ю. Богдаев, командир орудия старший сержант В. Реуцкий, наводчик Г. Кокошвили и заместитель политрука М. Кривошеев.
В последующем бронепоезд №53 участвовал в советском контрнаступлении под Москвой.