В ноябре 1941 на разведку будущей дороги жизни по льду Ладожского озера из блокадного Ленинграда одной из первых вышла четверка воинов-чекистов

В ноябре 1941 на разведку будущей дороги жизни по льду Ладожского озера из блокадного Ленинграда одной из первых вышла четверка воинов-чекистов



18 ноября 1941 года, выполняя приказ начальника войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Г. Степанова, на разведку будущей трассы для доставки с Большой земли по льду Ладожского озера грузов для осаждённого Ленинграда вышла группа военнослужащих войск НКВД СССР в составе майора К. Шаранова, капитана В. Лебедева, красноармейцев И. Агеева и Д. Пескова.

Из-за необычайно крепких морозов осенью 1941 года и раннего ледостава на Ладожском озере стало возможным проложить по его льду транспортную артерию (автотракторную дорогу), которая могла бы связать осаждённый гитлеровцами Ленинград с посёлком Кабона на восточном берегу.

Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа Дорогой жизни.

Всего таких разведывательных групп на льду озера, начиная с середины ноября, действовало больше десяти. Известно, что они формировались, как правило, из состава гидрографов Балтийского флота и сапёров 88-го отдельного мостостроительного батальона РККА. Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества.

Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД (командир – полковник Янгель, военный комиссар – полковой комиссар Громов) о формировании в одном из полков этой дивизии (51-м полку войск НКВД) совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы.

Уже трое суток спустя из деревни Кабона в сторону Ленинграда отправился первый санный обоз из 350 упряжек, доставивший в осаждённый город 63 тонны муки. По Дороге жизни в дни блокады осуществлялось снабжение продуктами питания, бензином, углём, боеприпасами, медикаментами и почтой находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней войска эвакуировали в тыл измождённых голодом, малолетних, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда.

На ледовую трассу вышли и автомобили войск НКВД: на базе 13-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР были созданы ещё две автоколонны, которые в блокадную пору доставили в Ленинград по Дороге жизни 1856 тонн различных грузов и вывезли в тыл более 30 тысяч его жителей.