11:45 22.04.24
Вклад в науку: педагогов предложили поощрять «кандидатскими» и «докторскими» выплатами
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила установить для научных сотрудников единовременные выплаты за получение кандидатской и докторской степеней в размере 100 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно. Обязательным условием для начисления средств будет преподавательская деятельность в российских вузах в течение трёх лет. Предложение направлено министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову.В вузах существует уже не первый год кадровый голод. Яна Лантратова утверждает, что в российских университетах с каждым годом уменьшается число преподавателей. В результате нагрузка на действующих педагогов растёт, а качество самого образования снижается. Эту информацию подтверждают выводы учёных Московского института стали и сплавов (МИСиС), которые в июне 2023 года изучили динамику возрастной̆ структуры педагогов. Максимальный̆ средний возраст наблюдается у профессоров 61–62 года, а минимальный̆ у ассистентов – 35 лет. Разница между ними составляет более 25 лет. Соответственно, чем выше должность, тем выше и средний возраст преподавателя. Исключение составляют заведующие кафедрами и деканы. Это приводит к неравномерному распределению возрастных групп в педагогическом составе и свидетельствует об уменьшении привлекательности профессии для россиян.
Лантратова также отметила, что наряду с педагогами сокращается и число исследователей, получающих учёные степени в некоторых областях. Так, степени кандидатов и докторов политических наук теперь получают в 15,7 раз реже, экономических наук – в 10,3 раза, а социологических – в 9,7 раза. Кандидатские и докторские работы в инженерно-технических дисциплинах защищают в 2,5 раза реже, а в естественных научных областях – в два раза. В современных условиях санкционного давления на Россию, когда международные научные журналы отказываются публиковать работы российских ученых, а страны Запада отзывают лицензии на использование своих технологий, отечественные деятели науки являются стратегически важным персоналом. Поэтому необходимо оказывать всестороннюю поддержку научным сотрудникам и менять ситуацию в лучшую сторону.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», за учёную степень кандидата наук в системе высшего образования предусмотрена ежемесячная доплата в размере 3 тыс. рублей, а за степень доктора наук — 7 тыс. рублей. Выплаты включаются в должностной оклад работника после защиты диссертации и с момента получения диплома, одобренного Минобрнауки.
Что изменят дополнительные выплаты? Дополнительное стимулирование научных сотрудников поможет увеличить количество научных патентов и новых технологических изобретений, а они, в свою очередь, будут способствовать повышению темпов экономического роста страны. Кроме того, материальное стимулирование привлечёт новые кадры в вузы. Это поможет снизить нагрузку на действующих преподавателей.
Выплаты не перекроют затраты на получение этих научных степеней, так средняя стоимость аспирантуры составляет примерно 250 тыс. рублей в год в столичных вузах. Выплаты могут служить стимулом для молодых сотрудников, которые рассматривают возможность работы в вузах. Однако для оценки эффективности данной инициативы необходимо учитывать нюансы: размер выплаты и условия ее получения.
Сегодняшние реалии рынка труда говорят о том, что выпускники математических, естественных, инженерных и технических направлений подготовки могут значительно больше зарабатывать на промышленных предприятиях и в бизнес-структурах, чем в вузе на позициях научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, не будем забывать и другую проблему многих вузов: устаревшая материальная база, которая часто не позволяет должным образом обеспечить проведение научных исследований и проектов.
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – стимулировать интерес выпускников к науке помогут более активные меры по развитию научных школ и сильных научных коллективов под руководством ведущих ученых. Когда выпускающийся аспирант увидит, что у него есть конкретные перспективы для профессионального становления и дальнейшего развития, а достаток будет на должном уровне, специально удерживать в вузе его не придется. Немаловажна и возможность участвовать в выполнении заказов промышленных корпораций, грантовых программах, а также во всевозможных коммерческих проектах, где могут быть использованы знания молодого ученого. Финансовые бонусы этом случае будут логичным дополнением трудовых успехов и заслуг молодого специалиста перед всем коллективом, но не основным мотивирующим фактором.