ЕАЭС выстраивает наднациональное антимонопольное регулирование
Рынок госзакупок ЕАЭС превысил $190 млрд. в 2022 году. Для сравнения, всего лишь двумя годами ранее – он составлял $140 млрд. Колоссальный прирост и огромная ответственность. Сложные правила взаимодействия и взаимовлияния, которые должны быть прозрачными и равными для всех, несмотря на разную степень взаимного участия. Пока наибольшая доля рынка приходится на российских заказчиков и поставщиков.Увеличивать пропорцию взаимного участия следует за счет упрощения взаимодействия государств-членов ЕАЭС по линии госзакупок. Эта среда должна быть максимально конкурентной. Сам факт того, что компания поставляет или закупает продукцию в одной из стран ЕАЭС, уже свидетельствует о том, что она попадает в сферу юрисдикции Евразийской экономической комиссии как антимонопольного регулятора. Необходимо уточнение, по каким критериям понять, что можно обращаться за антимонопольным регулированием в ЕЭК. В случае злоупотребления доминирующим положением. Для того, чтобы у пострадавшей стороны было основание для обращения в ЕЭК – доля «доминанта» на территориях каждого государства-члена ЕАЭС должна составлять не менее 35%. Компания с меньшей долей рынка, отказавшая истцу в заключении договора, либо дискриминирующая жалобщика по каким-либо иным основаниям, не может быть признана трансграничной монополией. Чтобы антиконкурентное соглашение было признано таковым и подпадало под юрисдикцию антимонопольного департамента ЕЭК, необходимо, чтобы его участники (как минимум два субъекта) были зарегистрированы в разных государствах-членах ЕАЭС.
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ эксперт кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Еремина Ирина, учитывая стремительное развитие экономических связей в рамках евразийского партнерства масштабы и опыт антимонопольного регулирования внутри ЕАЭС будут расти, как и спрос на регулирование со стороны бизнеса. Теперь вырисовывается четкая картина разграничения полномочий. Антимонопольный орган Евразийского союза заработал в полную силу, у него появилась масштабная правоприменительная практика. Это говорит о том, что интеграционные процессы между Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией идут вперед, а евразийский рынок действительно складывается не смотря на все потрясения и трудности.