Развитие системы образования

Президент РФ В.В. Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил правительству РФ «обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам, в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий».

Согласно Требованиям, к организации образовательного процесса (СанПиН 1.2.3685-21), указывает эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Шекшуева, - в 5-6 классах допустимо планировать 6 уроков в день, для 7-11 классов – 7 уроков в день. Соответственно, не только не допустимым в силу названного требования, но и некачественным является обучение школьников в течение 8 уроков в день, что, к сожалению, встречается в школах. В целях недопущения подобного отношения к обучению и, как отметил глава нашего государства, для достижения сбалансированной и результативной учебной нагрузки на обучающихся в числе комплекса необходимых для этого мер возможно следовало бы предусмотреть ответственность образовательного учреждения за нарушение требований СанПиН, а полученные на таких уроках (проведенных свыше допустимого количества) неудовлетворительные оценки - недействительными.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, статья 3 ФЗ «Об Образовании в РФ» одним из принципов государственной политики и правового отношения в сфере образования называет гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, а статья 41 этого же закона в числе мероприятий по охране здоровья обучающихся указывает на определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

Не думаю, - продолжает эксперт, - что указанные нормативные положения не известны руководителям образовательных учреждений. Но тем не менее, вопреки сказанному Президентом РФ в послании Федеральному собранию, нарушения не устраняются. Предложения главы государства о сокращении реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий являются более чем своевременными. Это своего рода напоминание образовательным организациям о роли педагогов в обучении, поскольку именно педагогический работник призван выполнять обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»), а не пытаться достичь целей обучения за счет увеличения объема домашнего задания по предмету, в виде самостоятельного (именно – самостоятельного!) приобретения обучаемыми навыков применения тех знаний, которые были даны учителем на уроке, но достаточно на этом уроке не закреплены.

Как отмечено в Методических рекомендациях по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций, подготовленных ИСРО по поручению Минпросвещения России, домашняя работа является продолжением работы в классе и направлена на повторение, закрепление, систематизацию, обобщение, углубление, а также приобретение знаний, умений, навыков и способов деятельности. Домашняя работа состоит из комплекса домашних заданий, выполнение которых опосредованно сопровождается педагогическими работниками (включая этапы организации, объяснения и проверки).

Именно об этом и напоминает Президент РФ,