Приём в ВУЗы 2025 года вызывает много вопросов у экспертов

Какие проблемы могут возникнуть у абитуриентов при внедрении основ новой системы высшего образования 2025 года.
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – Министерство науки и высшего образования РФ планирует в 2025 году приём в вузы с учётом уже реформированной системы высшего образования. Это предполагает переход на новую национальную систему подготовки кадров и отказ от бакалавриата и магистратуры. Вместо них в университетах будут готовить по программам базового высшего образования, специализированного высшего образования. Разберемся, чем это грозит, тем, кто планирует поступление в вузы в следующем году.

Основные казусы приёма 2024 года. Ежегодно, выпускники школ должны до 1 февраля подать заявление о том, какие экзамены они планируют сдавать на ЕГЭ. После этого момента замена предметов ЕГЭ практически невозможна. Также очевидно, что вузы на одну и ту же специальность, направление подготовки и программу могут требовать разные комбинации ЕГЭ. Таким образом, для выпускника важно понимать, какие ЕГЭ ему требуются до момента подачи заявления о сдаче ЕГЭ. До 2021 года Министерство науки и высшего образования РФ обязывало вузы публиковать информацию о правилах приёма, количестве бюджетных мест и новых образовательных программах, а также требуемых экзаменах и минимальных баллах до 1 октября. С 2022 года эту дату сместили на 1 ноября. У абитуриента было время, чтобы проанализировать, какие экзамены требует выбранный вуз на необходимое направление подготовки и программу, и выбрать предметы ЕГЭ. В 2023 году крайняя дата публикации правил приёма была смещена на 20 января 2024 года. Таким образом, точная информация о том, какие предметы на ЕГЭ требуются в 2024 году, теоретически должна была появиться за 10 дней до окончания срока подачи заявления на сдачу ЕГЭ. Фактически же вузы в большинстве случаев опубликовали правила приёма уже после того, как все школьники подали заявление о сдаче ЕГЭ. Перенося сроки публикации правил приёма, Министерство науки и высшего образования РФ, должно осознавать, что многие абитуриенты лишаются возможности осознанного выбора предметов на ЕГЭ.
Результатом такой неразберихи может стать неверный выбор предметов ЕГЭ и необходимость на ходу менять планы по поступлению. Выбранные ранее варианты могут оказаться недоступными для абитуриента, поскольку вузы могут менять требуемые экзамены, публикуя новые правила приема, планируемые профили обучения и требуемые экзамены. Ежегодно вузы меняют порядка 30% профилей образования. Министерству науки и высшего образования РФ при назначении даты публикации правил приема вузами необходимо обратить внимание на интересы абитуриентов, на их право своевременного информирования и выбора траектории получения образования.

Нововведения приёмной кампании 2025 года. Следующий год грозит ещё большей неразберихой в связи с реформой системы высшего образования. Уже много месяцев пресса публикует заявления Министерства науки и высшего образования РФ о реформе высшего образования. Однако никакой конкретики до сих пор нет. Нет новой структуры системы направлений подготовки, специальностей, нет понимания, какие профили подготовки, специализации будут в новой системе высшего образования, как всего за год будут созданы ФГОС для всех направлений подготовки и как вузы смогут сформировать и утвердить сотни тысяч новых программ (профилей, специализаций) образования.

Отсутствие проекта для обсуждения. Можно предположить, что информация о том, куда можно будет поступить в 2025 году, может не появиться не то, что к моменту написания заявления о сдаче ЕГЭ, а в лучшем случае появится к 20 июня 2025 года, когда уже нужно будет подавать заявления в вузы на участие в конкурсе. Поступление в 2025 году может обернуться неразберихой, сопровождаемой стрессом для родителей и выпускников. Они не смогут в начале учебного года корректно спланировать выбор предметов ЕГЭ, подготовку к сдаче ЕГЭ. Министерство науки и высшего образования РФ, заявляя о планах срочной реформы высшего образования и приёме в вузы по новым правилам уже в 2025 году, должно реалистично смотреть на возможности вузов по утверждению новых ФГОС и программ, а также на право самих абитуриентов на информацию и выбор. Было бы неплохо, если бы Министерство науки и высшего образования приняло бы во внимание эти сложности и прием 2025 года оставило бы без резких изменений. А далее в спокойном режиме качественно проработало новую систему высшего образования, обсудило ее с заинтересованными сторонами и начало прием в вузы по новой системе с 2026 года без стресса и неразберихи для всех участников рынка образования.