Действующие и новые меры поддержки в образовании

29 февраля в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поручил усовершенствовать школьную программу, в том числе сократив домашние задания и убрав лишние контрольные. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что Минпросвещения ведет работу по созданию единого образовательного пространства: вводятся единые образовательные программы, после внедрения которых будет возможность оценить степень загруженности учеников.

Домашние задания как неотъемлемая часть процесса обучения школьников, направлены на закрепление полученных на уроке знаний, выработку навыков по практическому применению изученного материала,- отмечает эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Шекшуева. Поэтому выполнение домашнего задания должно стать ежедневной привычкой, а не тяжким бременем выходного дня. В то же время неоправданно завышенный объем домашнего задания не будет способствовать формированию у школьника желания создать рабочее настроение и перейти к выполнению заданного, поскольку ребенок (подросток) в такой ситуации поставлен перед выбором: с какого предмета начать выполнение домашнего задания, которое может занять достаточно продолжительное время (в виду недостаточно понятого на уроке нового материала, индивидуальных способностей ребенка и т.п.).

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, в настоящее время СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» содержат нормы о продолжительности выполнения домашних заданий в 1 классе - не более 1 часа, во 2 и 3 классах – не более 1,5 часов, в 4 и 5 классах – не более 2 часов, в 6-8 классах – не более 2,5 часов, в 9-11 классах – не более 3,5 часов.

Несмотря на вышеназванные нормы, объем домашнего задания не позволяет уложиться в эти требования. Поэтому Президентом перед Правительством поставлена конкретная задача об усовершенствовании школьной программы и сокращении домашних заданий.

В процессе выполнения обозначенной Президентом РФ задачи, - продолжает эксперт.- немаловажным является получение ответов на такие вопросы как: можно ли вообще обойтись без домашних заданий, как обязать администрацию школы обеспечить согласованность учителей при определении объема домашних заданий на день недели, целесообразно ли давать задания на выходные и праздничные дни, каникулы и т.д.

10 ноября 2023 года Главным государственным санитарным врачом Р.Ф. были утверждены Методические рекомендации «МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации», в которых содержатся предложения, в том числе, по организации домашней работы учащихся. В частности, в них указывается, что при подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.

Рекомендуется отслеживать время на выполнение домашнего задания, что предполагает минимизацию заданий или полную их отмену при перегрузке обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ, в выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по другим общеобразовательным предметам.

Следует учитывать, что домашняя работа является продолжением работы в классе и направлена на повторение, закрепление, систематизацию, обобщение, углубление полученных от учителя знаний. И ни в коем случае она не должна превращаться в самостоятельное изучение нового учебного материала.