Какие меры необходимо предпринять, если взломали аккаунт на «ГОСУСЛУГАХ»

Телефонный разговор с "доброжелателем" может привести к серьезным долговым обязательствам. Перевод государственных услуг в электронный формат, будь то регистрация автомобиля, оформление права собственности на квартиру или запись к врачу делает вопрос безопасности аккаунта крайне важным, ведь это фактически электронный аналог личности. В последнее время участились случаи взлома государственных цифровых профилей, но все эти преступления совершались только благодаря доверчивости граждан. Давайте разберемся, насколько легко взломать аккаунт и как защитить свои данные от мошенников.

Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности поясняет, что делать, если взломали аккаунт на «Госуслугах». Взлом государственных цифровых профилей участился, но все злодеяния происходят при содействии доверчивых граждан. Самое слабое звено в этой цепи - человек, который сам предоставляет свои данные. Чтобы защитить свои данные, нужно установить двухфакторную авторизацию, никому не давать свой пароль и доступ к аккаунту, а также не доверять информации от телефонных "доброжелателей".

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, по данным вице-президента «Ростелекома» Игоря Ляпунова, в 2023 году было зафиксировано более 600 миллионов DDoS-атак на портал «Госуслуги». Также было заблокировано более двух тысяч украденных учётных записей. С выписками о зарплате и пенсии мошенники, скорее всего, не смогут оформить кредит, но, проанализировав финансовое положение человека, они могут через месяц или два связаться с ним, придумав правдоподобную историю, чтобы получить доступ к его счетам.

Раскроем какие меры необходимо предпринять, если взломали аккаунт на «Госуслуги». Первым делом постараться сменить пароль, а потом посмотреть, что успели сделать мошенники.Судя по тому, что на портале госуслуг имеется специальный раздел с инструкциями на случай взлома аккаунта, такие ситуации встречаются нередко. Портал предлагает четыре основных шага для решения этой проблемы. Первый шаг — восстановление доступа к учетной записи. Это можно сделать онлайн на сайте «Госуслуг», через банк или в МФЦ. В первом случае необходимо указать номер телефона или электронную почту, а также данные паспорта, СНИЛС или ИНН.

Если к указанным в личном кабинете почте и телефону нет доступа, но паспортные данные на «Госуслугах» совпадают с данными в банке, пароль можно восстановить через банковское приложение ВТБ, «Сбера», Почта Банка, РНКБ или МТС Банка. Если это не сработает, нужно обратиться в МФЦ с паспортом и СНИЛС. После восстановления пароля следует сразу проверить, какой номер телефона и почта указаны в личном кабинете.

Вторым шагом должна стать дополнительная защита аккаунта. Нужно установить вход с подтверждением, контрольный вопрос и другие опции для защиты аккаунта. Для этого в личном кабинете следует перейти в раздел «Безопасность» и далее выбрать «Вход в систему». В подразделе «Вход с подтверждением» выбрать удобный вариант: подтверждение по смс, одноразовому коду или биометрии, в разделе «Контрольный вопрос» — перевести переключатель в активное положение и установить вопрос, в разделе «Уведомления о входе» также перевести переключатель в активное положение.

Третий шаг, рекомендованный порталом госуслуг, необходимо определить, где мошенники использовали учетную запись. Для этого в личном кабинете нужно перейти в раздел «Безопасность» и затем в «Действия в системе», где можно увидеть все подозрительные действия. Если таковые обнаружены, следует обратиться в службу поддержки госуслуг. Если активность замечена на стороннем ресурсе, где использовался вход через «Госуслуги», нужно связаться с поддержкой этого ресурса. Также следует проверить и выйти из всех приложений, в которые вы не заходили. Это можно сделать в разделе «Безопасность» в подкатегории «Мобильные приложения». Дополнительно нужно отозвать разрешения, которые вы не выдавали, для этого в личном кабинете перейти в раздел «Согласия и доверенности» и далее — в «Разрешения». Проверка поданных заявлений поможет выявить, какие действия пытались совершить мошенники.

Следующим шагом должен стать визит в подразделение МВД. Там нужно сообщить о взломе и приложить всю имеющуюся информацию к заявлению. Полезными будут данные о времени взлома или чужие контактные данные, указанные в профиле. Если известно, в какую организацию обратились мошенники, лучше связаться с ней напрямую, сообщить о взломе аккаунта и предупредить, что вы никаких действий не совершали.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что несмотря на то что доступ к «Госуслугам» призван упростить жизнь граждан, он также открывает широкие возможности для злоумышленников. реальности доступ к таким данным позволяет мошенникам получать кредиты и займы, переоформлять или продавать недвижимость, оформлять eSIM на имя жертвы, регистрировать электронные кошельки на украденные данные и использовать их для мошеннических операций. Если мошенники использовали учетную запись, нужно обратиться в службу поддержки госпортала или написать в службу поддержки соответствующего ресурса. Также нужно проверить и при необходимости выйти из всех приложений, в которые не заходили, и отозвать разрешения, которые не выдавали. В случае взлома аккаунта, нужно обратиться в подразделение МВД и приложить к заявлению всю имеющуюся информацию.