20:19 16.10.24
Прогноз потребности в кадрах в региональном и отраслевом разрезах
На оперативном совещании с вице-премьерами, 7 октября 2024 года, Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что, согласно поручению Президента от 01 ноября 2023 году № Пр-2192ГС, была поставлена задача правительству РФ совместно с комиссиями Госсовета по разработке методики формирования прогноза потребности экономики в кадрах в региональном и отраслевом разрезах. С последующим поэтапным углублением этого прогноза до профессионально-квалификационного разреза. Распоряжением от 12 сентября 2024 года №2461-р правительство утвердило методику формирования прогноза потребности российской экономики в кадрах, с помощью которой будет формироваться пятилетний прогноз потребности различных отраслей экономики в специалистах. На его основе планируется рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием. Прогноз также будет учитываться при формировании перечня мероприятий нового нацпроекта «Кадры».Он объединит усилия государства, бизнеса и образовательной сферы, чтобы выстроить систему подготовки от профориентации в школе до переобучения на протяжении всего профессионального пути.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, для подготовки прогноза потребности экономики в кадрах планируется использовать не только официальные данные Росстата, но и в том числе результаты всероссийских опросов работодателей и отраслевых экспертов, прогнозные макроэкономические показатели на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Также при расчётах, будут учитываться демографические показатели и показатели, характеризующие рынок труда, сведения о кадровой потребности, содержащиеся в документах стратегического планирования федеральных министерств и ведомств, данные регионов.
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, прогноз потребности в кадрах будет представлен в двух типах показателей. Первый тип отражает общую кадровую потребность — численность работников, занятых на рабочих местах. Второй тип — дополнительная потребность, необходимая для замещения уволившихся работников и создания новых мест в связи с расширением деятельности предприятий.
В сентябре этого года состоялось заседание президиума Госсовета, которое было посвящен вопросам рынка труда. В ходе него Владимир Владимирович Путин заявил: «По всем направлениям развития образования и подготовки кадров усилия следует только наращивать. И чтобы результат был действительно системным, мы должны ясно понимать, какие специалисты понадобятся нашей экономике, предприятиям уже в ближайшей перспективе — сегодня, конечно, и в ближайшей перспективе. Обязательно учитывать формирующиеся тенденции технологического, индустриального развития».
Прогноз кадровой потребности будет учитываться при определении количества бюджетных мест в образовательных организациях. Регионы получат полномочия по проведению ГИА по программам среднего профобразования в форме демонстрационного экзамена. Появится ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты. Трехсторонний договор между гражданином, образовательной организацией и работодателем можно будет заключить на платформе «Работа в России». Национальные рейтинги образовательных организаций будут учитываться при установлении количества бюджетных мест. В регионах будут созданы образовательные пространства «Школа 21». Центры «Мой бизнес» смогут обучать студентов предпринимательским компетенциям, а также формировать сводную потребность субъектов МСП в кадрах. Работодателям возместят расходы на переезд сотрудников из регионов с высоким уровнем безработицы, а также на создание новых рабочих мест для инвалидов и ветеранов СВО. Для выпускников организаций среднего профобразования могут установить сокращенные сроки обучения в вузах. Принципы системы дуальности в образовании, предусматривающее сочетание обучения с периодами производственной деятельности, планируется применять в вузах после второго года обучения.