Импортозамещение и развитие отечественного автомобилестроения

В целях импортозамещения промышленной продукции и достижения технологического суверенитета Правительство Российской Федерации проводит системную работу по поддержке отраслей промышленности.

Меры поддержи отрасли автомобилестроения позволили российскому автопрому, с учетом информации Росстата, увеличить за период с января по сентябрь 2024 года объемы производства транспортных средств до 675, 9 тысяч или на 34,9% больше, чем за аналогичный период 2023 года.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, наиболее значимые результаты достигнуты при производстве грузовых автомобилей – за девять месяцев текущего года их собрано на 17,1 % больше, чем за аналогичный период 2023 года и на 9,1 % больше, чем за 9 месяцев 2021 года. Отечественные автозаводы выпустили 508 тысяч легковых автомобилей. Это на 39,9% больше, чем за девять месяцев прошлого года.

По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Игоря Кочергина, увеличение объемов производства отечественных автомобилей связано с перезапуском в 2024 году предприятий, которые были ранее остановлены на территории ряда регионов западными компаниями, прекратившими деятельность в России. Так, в Санкт-Петербурге начато производство кроссоверов X-Cite и автомобилей Solaris, в Калининграде стартовало производство автомобилей Amderauto и Forthin в Туле запущен внедорожник Haval H3, в Липецке собирают гибридный кроссовер Evolute i-Space. В Нижнем Новгороде планируют запустить производство моделей марки «Волга».

При этом недостаточно выпустить больше новых машин, необходимо обеспечить их продажу. В настоящее время экономическая ситуация складывается таким образом, что возникают риски снижения объемов продаж по причине ряда «негативных факторов»: увеличения цен на автомобили и размеров ставок по автокредитам, ослабления курса рубля, роста ставок утилизационного сбора. Кроме того, отмечается изменение модели поведения потенциальных покупателей: всё больше граждан предпочитают личному автомобилю, так как сервисы каршеринга или подписки на машину в связи с сокрушением машиномест в жилых микрорайонах, увеличением доли высокотехнологичных моделей в структуре производства и сложностями обеспечением сборочных предприятий необходимыми комплектующими.

В этой связи необходимо предусмотреть применение новых мер поддержки предприятий автомобилестроения в части предоставления финансовой поддержки, субсидирования и налоговых льгот для хозяйствующих субъектов, стимулирования потребительского спроса.