Новое в налоговом законодательстве РФ в 2025 году

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ В июле 2024 года внесены существенные изменения в НК РФ, изменения вступят в силу с 1 января 2025 года и будут иметь долгосрочные последствия для российской экономики
Принятые изменения, можно обобщить следующим образом, отмечает эксперт кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС Долгова Светлана:
 вводится пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ. Размер процентных ставок будет меняться от 13% до 22% в зависимости от получаемых за год доходов;
 изменения в налогах на прибыль. Компании станут платить налог на прибыль не 20%, а 25%;
 изменения, касающиеся малых и средних предприятий. Планируется, что они получат право на амнистию те, кто в 2022–2024 годах провел дробление;
 переход на УСН. Порог для перехода на УСН повысят с 112,5 до 337,5 млн рублей.
 налоговые вычеты семьям с детьми увеличат в два раза, а совокупный доход для применения вычета поднимут до 450 тысяч рублей.
 бизнес работающий по УСН будет обязан уплачивать НДС если доход составляет более 60 млн руб.;
Сегодня физические лица-резиденты облагаются налогом по прогрессивной шкале в размере 13% с дохода до 5 млн руб. и 15% с доходов превышающих этот уровень. Вместо действующих правил, новым законопроектом, отмечает эксперт, предлагается ввести четыре шкалы в зависимости от вида дохода, а основная шкала будет включать в себя пять диапазонов ставок. Пятиступенчатая прогрессивная шкала подразумевает, что повышенные налоговые ставки будут применяться не ко всей сумме дохода, а только к суммам дохода, превышающим соответствующие пороговые значения.
В отношении дивидендов, процентов по вкладам, доходов от операций с ценными бумагами, цифровыми финансовыми активами, от продажи имущества, а также иных пассивных доходов ставка НДФЛ составит 13% для сумм до 2,4 млн рублей и 15% для сумм, превышающих указанную сумму.
С 2025 года налоговая ставка для ИТ-организаций, аккредитованных Министерством цифрового развития, вырастет с 0% до 5%. Эта ставка будет установлена на период 2025-2027 годов, и налог будет уплачиваться в федеральный бюджет.
Законопроект содержит ряд дополнительных мер по поддержке высокотехнологичной деятельности. Они будут доступны не только IT-компаниям, аккредитованным Министерством цифрового развития, но и другим налогоплательщикам, в частности, множитель для вычета расходов увеличивается с 1,5 до 2 для определенных операций:
Что касается УСН, то новая система исчисления налога на прибыль применима к компаниям с годовым доходом не более 450 млн руб. (max 200 млн руб. сегодня). Ставка налога на прибыль если базой для расчета является сумма доходов составит 6%, и 15%, если базой для расчета является превышение доходов над расходами. Правила, введённые в 2021 году, будут отменены.

Вводятся требования об уплате НДС в рамках УСН. Бизнес с годовым доходом от 60 млн руб. и до 250 млн руб. будут уплачивать НДС в размере 5%, более максимального значения – 7%. В настоящее время НДС не нужно платить в рамках УСН.
Эксперт обращает внимание на то, что редакция НК предусматривает изменения и в системе налогообложения для отдельных отраслей:
 повышение налога на добычу полезных ископаемых на отдельные виды полезных ископаемых;
 расширение перечня подакцизных товаров за счет включения в него фармацевтической субстанции этилового спирта, а также спиртосодержащих лекарственных средств; никотинового сырья и электронных жидкостей без содержания табака.
В отношении налога на добычу полезных ископаемых законопроект содержит ряд поправок, направленных на «усреднение» нагрузки по рентному налогу для добывающих отраслей в сочетании с параллельной отменой экспортных пошлин, привязанных к обменному курсу, в частности, предлагается:
 увеличить коэффициент Czhr, используемый при расчете налога на добычу железной руды на 0,011 (0,044 до 0,055);
 для апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфатных руд повысить рентный коэффициент Крента с 7 до 14, а также ввести применение такого коэффициента в размере 8,1 по отношению к калийным солям;
 налог на добычу полезных ископаемых для производителей удобрений будет увеличен в два раза и более (в зависимости от вида удобрений).

Законопроект также содержит ряд мер, направленных на создание равных условий для компаний, которые активно инвестируют, отмечает эксперт, так рассматривается вопрос о продлении срока действия Положения которое позволяет территориальным образованиям применять механизм инвестиционных налоговых вычетов.
Впервые Законопроект вводит законодательное определение «разделения бизнеса», основной целью которого является искусственное снижение налогов за счет применение заинтересованными субъектами специальных налоговых режимов, а также вводится понятие «добровольное прекращение разделения бизнеса».

Эксперт отмечает, что в целом, законопроект повышает налоговую нагрузку на те налоги, которые подпадают под действие поправок. Есть признаки того, что Министерство финансов намерено принять во внимание мнения, высказанные рядом представителей бизнеса, выступающими против введения чрезвычайных и разовых налогов, но при этом соглашающихся с повышением ставок стандартных налогов, что косвенно подтверждается последующим предложением Министерства об отмене экспортных пошлин, привязанных к обменному курсу.