Стабилизирует ли рост ключевой ставки российскую экономику на фоне дефицита государственного бюджета?

25 октября 2024 года Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку до 21% годовых. Решение было принято из-за высоких темпов инфляции и увеличения инфляционных ожиданий. Годовая инфляция, по оценке на 21 октября, составила 8,4% и по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 8,0–8,5%.

Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты. Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,0% в 2025 году, 4,0% в 2026 году.

Российская экономика продолжает расти, но более умеренными темпами, чем в первом полугодии 2024 года. Данное замедление в основном связано с нарастанием ограничений на стороне предложения, включая снижение доступности свободных производственных мощностей и трудовых ресурсов. Внутренний спрос поддерживается ростом кредитования и доходов населения и бизнеса, а также увеличением бюджетных расходов (Минфин ожидает дефицит бюджета на конец 2024 года в пределах 1,7% ВВП).

Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным. Об этом свидетельствует и высокое текущее инфляционное давление.

Как сообщила корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Эксперт кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елена Самородова , денежно-кредитное регулирование и фискальная политика, проводимые российским правительством на современном этапе, в своём сочетании порождают эффект вытеснения, когда меры одной из них частично гасятся реализацией мероприятия в рамках другой.

Эксперт поясняет, что рост государственных расходов, с позиций макроэкономического регулирования, характеризует стимулирующую политику, уместную на этапе спада деловой активности и депрессии, тогда как рост ключевой ставки – сдерживающую экономическую политику. Однонаправленные денежно-кредитная и бюджетная политика на сегодня, по мнению эксперта, невозможны из-за санкций, геополитической нестабильности и СВО, реализации социальных программ, обуславливающих рост государственных расходов. За невозможностью сокращения последних (по объективным причинам) инструментом стабилизации и сдерживания инфляционного развития (перегрева) экономики становятся меры денежно-кредитной политики, включая рост ключевой ставки процента.