В России хотят создать реестр разнопрофильных и специализированных вузов
В России хотят создать реестр разнопрофильных и специализированных вузов. Как выяснили «Известия», с таким предложением к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову обратился вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.«В связи с растущей долей выпускников вузов, прошедших обучение по программам, непрофильным для их высшего учебного заведения, прошу рассмотреть возможность создания реестра разнопрофильных и специализированных вузов. Разнопрофильными вузами предлагается считать крупнейшие университеты страны, которые изначально или в течение многих лет готовят специалистов различных направлений. Специализированные же вузы должны оставаться ориентированными на подготовку кадров в одной сфере, например, медицинские, инженерные, педагогические и аграрные учебные заведения», — говорится в документе. В нем отмечается, что для специализированных вузов необходимо ввести более строгие правила получения образовательной аккредитации при открытии новых специальностей, не соответствующих их основному профилю. В частности, инженерные вузы не должны открывать гуманитарные факультеты без обоснованного подтверждения своей компетентности в данной области. Введение новых направлений подготовки должно быть мотивировано не только финансовыми интересами, но и реальной необходимостью расширения образовательного спектра вуза.
Особенно остро данная проблема стоит в сфере медицинского образования. Согласно данным за 2022 год, в России подготовку студентов в области здравоохранения и медицинских наук осуществляли 117 университетов и филиалов, среди которых были не только профильные медицинские вузы, так и непрофильные учреждения. Такая практика вызывает обоснованные сомнения в качестве подготовки медицинских специалистов в вузах, не имеющих должной образовательной базы для таких программ.
Кроме того, добавляет эксперт кафедры иностранных языков Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирина Булгакова, многие технические вузы открывают гуманитарные факультеты исключительно для увеличения дохода за счет приема студентов на коммерческой основе. Однако уровень подготовки в подобных подразделениях зачастую уступает профильным вузам, что приводит к снижению качества образования, а выпускники вынуждены либо переучиваться, либо работать не по специальности. Всё это бьет по рынку труда и производительности в целом.