
В «РН-Юганскнефтегазе» внедряют новую методику исследования продуктивных пластов
Геологическая служба «РН-Юганскнефтегаза» совместно с коллегами-учеными из Уфы, работающими в научном институте «Роснефти» - «РН-БашНИПИнефть», разработали и запатентовали уникальный метод исследования нефтяных пластов, который позволяет оптимально оценить гидродинамическую взаимосвязь скважин окружения в продуктивном пласте.Новый подход особенно актуален для низкопроницаемых коллекторов, где могут возникнуть прорывы жидкости между нагнетательными и добывающими скважинами. Это приводит к резкому увеличению содержания воды в добываемой нефти, что снижает ее качество и объемы. Чтобы решить проблему, специалисты предложили использовать гидродинамические и трассерные исследования.
- Новый метод особенно важен для терригенных коллекторов с низкой проницаемостью, где эффект автоГРП (рост ранее созданных трещин) является новым вызовом разработки месторождений, - уточняет главный менеджер Отдела оперативного контроля и планирования разработки месторождений ООО «РН-Юганскнефтегаз» Григорий Щутский. - Испытания технологии уже показали положительные результаты на месторождениях с пониженными фильтрационно-емкостными свойствами.
Суть нового подхода заключается в поочередной установке в нагнетательную скважину, по меньшей мере, шести штуцеров разного диаметра от большего к меньшему для проведения гидродинамического исследования. Далее в нагнетательную скважину закачивается трассер (индикаторная жидкость) при давлении, превышающем давление смыкания трещины автоГРП. После этого в добывающей скважине с высокой обводненостью определяется концентрация трассера и на основе этого формируется представление, как проходит трещина автоГРП между нагнетательной и добывающей скважинами. Затем рассчитывается объем трещины и количество рабочего агента для ограничения ее проводимостис последующим ограничением закачиваемой жидкости.
Все расчеты выполняются с использованием корпоративных программных комплексов «РН-КИН», «РН-ВЕГА». По словам разработчиков, новый метод повышает эффективность оптимальной оценки гидродинамической модели на 10%. Это значительный шаг вперед, особенно для месторождений с низкой проницаемостью, где традиционные методы исследований часто оказываются малоэффективными.
Григорий Анатольевич подчеркивает, что этот метод стал результатом синергии научного потенциала специалистов из разных подразделений компании:
- До нас подобные исследования в России и за рубежом никто не проводил. Мы разработали математические алгоритмы, решили технические задачи, которые позволяют точно оценить гидродинамическую связь между скважинами и оптимизировать процесс добычи, — утверждает специалист.
«Роснефть» активно использует новые технологии, что позволяет компании сохранять конкурентоспособность на мировом рынке. Данная технология уже проходит испытания на ключевом активе «Роснефти» — «РН-Юганскнефтегаз». В ближайшее время планируется разработать дорожную карту для внедрения этой технологии на других активах компании.