Формирование новой модели обучения на 1-2 курсах в вузах
Абсолютно все первокурсники и второкурсники вне зависимости от своего профиля будут осваивать одни и те же дисциплины.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – в последние годы в вузах России внедряется новая модель обучения, ориентированная на развитие ключевых компетенций и индивидуализацию образовательного процесса. Основное внимание уделяется практическим навыкам, что достигается через проекты, стажировки и взаимодействие с практическими базами.
Применение цифровых технологий способствует гибкому и доступному обучению, позволяя студентам осваивать материалы в удобном для них формате. Обучение становится более интерактивным, с акцентом на командную работу и критическое мышление. Одной из задач является подготовка специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда и демонстрировать креативный подход к решению профессиональных задач. Как анонсируют эксперты, в ближайшие годы в российских вузах постепенно начнёт внедряться новая система обучения на первых двух курсах, где все студенты, вне зависимости от выбранного направления, будут осваивать одинаковый набор базовых дисциплин. Это так называемое «ядро высшего образования», которое должно помочь будущим специалистам получить фундаментальные знания и лучше понять, какое именно направление выбрать для дальнейшей специализации.
К примеру, уже с 2025 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ появится общеакадемический факультет, который объединит в себе те самые фундаментальные курсы – от математики и экономики до правовых основ. На этом «общем блоке» студенты учатся вместе, независимо от того, кто планирует стать юристом, экономистом или политологом. Предполагается, что за первые два года все получат одинаковые базовые знания, а затем – с третьего курса – смогут сосредоточиться на собственной специализации. Зачем нужно «ядро высшего образования»? Смысл в том, что в современном мире профессии быстро меняются, и работодателям важны не только «узкие» навыки, но и умение мыслить широко: понимать основы менеджмента, правовой грамотности, аналитики и так далее. При таком подходе студент после второго курса может чётче понять, какая сфера его интересует, и выбрать траекторию обучения, которая соответствует обновлённой системе высшего образования. Изменения в РАНХиГС – не уникальный случай.
С 2023 года в шести вузах страны уже реализуется пилотный проект по реформе высшего образования, который продлится до 2026 года. В планах – заменить традиционную структуру бакалавриата и магистратуры на базовое высшее образование (учёба 4–6 лет) и специализированную подготовку (магистратуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку). По словам министра науки и высшего образования, всё это сопровождается разработкой новых образовательных стандартов, более гибких и нацеленных на практику.
Параллельно Минобрнауки пересмотрит перечень специальностей в вузах. По их мнению, этот перечень должен соответствовать современным требованиям экономики, технологий и науки.