Цифровая трансформация как инструмент конкурентоспособности ритейл-компаний
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее Программа), разработанная с целью масштабной трансформации и эффективности бизнеса, завершена 31 декабря 2024 г., и в настоящее время идёт подведение итогов её реализации. По предварительным данным ответственного исполнителя Программы (Минцифры России) уровень достижения показателей и результатов по итогам 2024 года составил 99,34%.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Несмотря на завершение данной Программы, цифровая трансформация бизнес-моделей является актуальной и по-прежнему остается одним из главных приоритетов развития экономики. Цифровизация предполагает реинжиниринг бизнес-процессов компании, разработку новых моделей партнерских отношений и экосистем, создающих потребительскую ценность, т.е. изменение ИТ-ландшафта организации в целом, а не просто встраивание цифровых технологий в отдельные бизнес-процессы.
В экономике государства важную роль играет розничный бизнес, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя. В настоящее время розничный бизнес демонстрирует активное развитие. По данным Федеральной службы государственной статистики, представленным в феврале 2025 года, объем розничной торговли в России в 2024 году вырос на 7,2% и составил 55,59 трлн руб. В декабре 2024 года показатель достиг 5,67 трлн руб, увеличившись на 5,2% в годовом выражении.
Как правило, развитие розничного бизнеса сопровождается появлением крупных сетевых структур, в дальнейшем они могут занимать значительную долю рынка, предполагая к использованию большие объемы данных. Именно такие компании обладают наибольшими конкурентными преимуществами, которые они стремятся надолго сохранить. Высокая конкуренция в этом секторе вынуждает организации розничного бизнеса быть более эффективными, для чего и служат цифровые технологии.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Извековой Елены, если розничный бизнес обладает такими качествами, как гибкость и быстрая реакция на изменяющиеся потребности и пожелания своих клиентов, то его деятельность в современных условиях будет успешной. В условиях жесткой конкуренции и в целях четкого управления ритейл-компанией эффективный ИТ-ландшафт становится не просто инструментом автоматизации, а ключевым фактором, определяющим успех и конкурентоспособность бизнеса.