«Местное самоуправление без денег неполноценно»
На 13 марта в Югре назначен очередной единый день голосования. Будут избраны новые составы окружного парламента и нескольких муниципальных Дум. О том, какими ожидаются эти выборы в Нижневартовске, за кого ни за что не стал бы голосовать наш интервьюер, а также о том, что успели сделать действующие городские депутаты и что предстоит довести до конца вновь избранному парламенту – в интервью председателя местной Думы Владимира Тихонова.
- Владимир Павлович, мы с Вами беседуем накануне последнего заседания Думы Нижневартовска четвертого созыва. Как Вы считаете, депутатам пятого созыва будет легче работать, чем нынешнему составу? Над какими вопросами и почему?
- Сразу уточню, что это заседание планируется последним. Тем не менее, если вдруг возникнет необходимость Думе собраться дополнительно, то мы соберемся и примем решение по всем необходимым вопросам.
Что касается возможных трудностей, то, я не думаю, что следующей Думе будет легче или сложнее работать, поскольку у каждой Думы свои задачи. Например, за время работы Думы четвертого созыва примерно в два раза увеличились строительные мощности. Мы более чем в два раза увеличили объемы вводимого жилья и значительно увеличили ввод объектов соцкультбыта. Это говорит о том, что строительные мощности раскручены.
Но, к сожалению, осталось много нерешенных проблем. Например, мы строим новые микрорайоны: 2П, 17 и 18 микрорайоны за ул. Ханты-Мансийской. Вместе с ними появляются и новые проблемы. На этих территориях необходимо развивать всю необходимую инфраструктуру: строить детсады, дороги, магазины… И все это придется решать следующему составу Думы. Еще одна важная проблема, которая также достается в наследство от нас следующему составу, - проблема освещения и благоустройства микрорайонов. А также строительство стоянок, чтобы дворы не были загромождены транспортом. И мне эта проблема представляется одной из самых острых. Не менее острой, чем, например, проблема очередей в дошкольные образовательные учреждения.
Наш состав Думы пережил кризисный год. И это было неимоверно сложно. Поэтому я желаю нашим последователям, чтобы у них таких форс-мажорных обстоятельств не возникало.
- Вы один из самых опытных депутатов Нижневартовска, т.к. работали в Думах всех созывов. В чем самое большое отличие работы парламентария наших дней от Ваших коллег начала 90-ых годов прошлого века?
- Отличия, безусловно, есть. Но они, прежде всего, в том, что проблемы, которые решаются сейчас, совершенно другого уровня.
Если помните, в 90-ые годы в стране рушилось производство, не развивалась стройиндустрия, полки магазинов были пустыми, кругом дефицит. Все умирало, и в то время нам приходилось собирать Совет и заработную плату утверждать по направлениям ежеквартально. Это был период, когда власть от Исполкомов переходила к Советам и не все депутаты были к этому готовы. Необходимо было переосмыслить законодательство, осознать меру своей ответственности, поскольку мы перешли на самоуправление.
На всех уровнях власти кроме Дум и местного самоуправления существует еще закон о статусе депутата. В частности, по закону прописывалось, что депутата должны принять руководители того или иного уровня. Существовала процедура депутатского запроса. Сейчас ее нет, хотя некоторые журналисты и употребляют эту терминологию. Так вот, те письма, которые депутат пишет, сейчас имеют такой же статус, что и письма любого другого жителя города. Сегодня депутат местного самоуправления имеет право участвовать в заседаниях Думы, депутатских комиссиях, слушаниях. Но имеет право и не участвовать, хотя обязан… Поэтому я все время твержу: необходим закон о статусе депутата местного самоуправления.
Еще один важный момент: местное самоуправление не может быть без денег. Нет денег – нет свободы. Наш край не самый бедный, но у нас нет ни одного муниципального образования, которое не находилось бы на дотациях и субвенциях. К примеру, половина бюджета Нижневартовска – это средства из казны автономии. И этими деньгами мы самостоятельно в полной мере распоряжаться не можем.
Путин, будучи еще не премьером, а президентом, проводил совещание по местному самоуправлению, где поставил задачу дать на места большее количество источников собственных доходов. С тех пор в бюджете Нижневартовска объем этих собственных доходов существенно уменьшился.
131 закон об основах местного самоуправления, который у Козака был и который делался для усиления роли местного самоуправления, предполагал разделить полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти и дать под эти полномочия финансы.
В целом, если сравнивать работу депутатов 90-ых с нынешней деятельность народных избранников, то тогда проблемы, конечно же, были более тяжелые, сегодня все-таки легче работать. Нет местного самоуправления, поскольку нет собственных источников доходов, но те деньги, которые распределяются и при прежнем губернаторе, и сейчас, дают нам возможность решать местные проблемы. Я не знаю, как это решается на других территориях, но у нас такие возможности есть.
- Логично попросить Вас подвести итоги работы городского парламента. Какие наиболее важные события последних пяти лет Вы можете отметить?
- На первом же заседании Думы этого созыва мы приняли генплан и приступили к строительству поселка 2П, а также восточных микрорайонов, тем самым прекратив практику точечной застройки, которая создает тесноту во дворах. Это первое.
Второе, которое, впрочем, тесно связано с первым: за 5 лет мы ввели 565 тысяч квадратных метров жилья. Это более 100 тысяч квадратов в год. До этого мы вводили максимум 45 тысяч квадратных метров. Получается, что в последнюю пятилетку мы увеличили темпы строительства более чем в 2 раза. А если вдуматься, что такое 565 тыс. квадратных метров жилья! Это 9,5 тысяч квартир. Это значит, что около 35 тысяч человек, т.е. 14% горожан, улучшили жилищные условия. За этот период мы снесли 200 ветхих домов и переселили из них 2000 семей.
Последние 5 лет ознаменованы вводом масштабных, по городским меркам, объектов. Прежде всего, это ввод окружной детской больницы, а также спорткомплекса «Олимпия». Кроме того, мы ввели физкультурно-оздоровительный комплекс в 16 микрорайоне, скоро заработает еще один - в 13-ом. У нас запущена третья очередь спортивного комплекса «Нефтяник». Мы реконструировали за это время центральную библиотеку и родильный дом, который получил статус окружного перинатального центра. Совсем недавно открыли детскую школу искусств №3. Площадь Нефтяников в сегодняшнем виде появилась также в последние годы. Мы провели масштабную реконструкцию нескольких улиц. Вообще, я бы, с осторожностью, конечно, но назвал последние пять лет пятилеткой строительного бума. Это значит, что строители уже готовы к таким объемам строительства. Теперь нужно дальше шагать.
Обо всем не расскажешь, но есть сдвиги и в других сферах. Например, в образовании. За время действия приоритетного национального проекта «Образование» и окружной программе «Новая школа» (все это совпадает с работой Думы четвертого созыва) улучшилось оснащение нижневартовских школ. По словам самих директоров, в материальном плане очень многое удалось сделать. Например, в школе №3 каждый класс оборудован интерактивной доской. Каждая школа использовала средства нацпроекта по- своему, но везде улучшена материальная база школ.
Заслуга Думы четвертого созыва и в том, что мы с минимальными потерями вышли из кризиса. Бюджет был урезан сразу на 37%. И соответственно изменились возможности. Но в отпуск все бюджетники ушли вовремя, получив и отпускные, и зарплату. Безусловно, проиграли те, кто воспользовался в кризисный год правом льготного проезда, поскольку его мы оплачивали не по факту, а по железнодорожным тарифам. Причем по цене проезда в плацкартном вагоне. А в остальном, мы вышли из кризиса достойно.
- Владимир Павлович, если я не ошибаюсь, уже три года на заседаниях Думы не было ни одного острого вызвавшего дискуссии вопроса. Неужели в Нижневартовске не все так гладко и бесспорно?
- Острая дискуссия была в 2007 году, когда мы рассматривали вопрос о закрытии игровых автоматов. Тогда мы вышли с инициативой в окружную Думу. И под нашей инициативой подписались около 30 тыс. человек. Это, безусловно, говорит о серьезности проблемы. В период обсуждения этой проблемы столкнулись тогда различные факторы. Это и интересы бизнеса, который представлен, в том числе, и в нашей Думе, и межличностные отношения. Но на публику это все не вырвалось, потому что между Думой и администрацией города выстроены консультативные отношения, которые позволяют решать острые вопросы, не вынося их на заседания парламента.
И еще один нюанс: в прошлом созыве все замыкалось на председателе Думы. В этом созыве избрали 25 депутатов (вместо 15) и появилась возможность создать три полноценные депутатские комиссии. И у нас очень результативно работают все три председателя ПДК.
- Нынешние депутаты – члены разных партий? Спрашиваю, так как не исключаю, что нынешняя система выборов может привести в городской парламент оппозицию, которая добавит «огонька» в публичные думские заседания…
- Выборы мы пока проводим по прежней системе. На выборах будут представлены представители четырех партий и одного движения. Это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Патриоты России. Но, замечу, что все они представлены и в сегодняшнем составе Думы. И в настоящее время я, во всяком случае, нахожу общий язык со всеми. Это во-первых.
Во-вторых: у меня есть стойкое убеждение, что сегодня это представители партий, а после выборов они станут обычными горожанами. И вряд ли будут вести партийную борьбу.
- Выборы будут «грязные»? Как избирателям отличить кандидата-пустышку от человека, который действительно способен решать городские проблемы в Думе Нижневартовска?
- Не могу сказать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация, но, точно знаю, что уже сегодня есть элементы грязной борьбы. Хотелось бы, чтобы их не было.
Отличить же порядочного исполнительного кандидата от кандидата-пустышки избирателям совсем не сложно: нужно лишь доверять своей интуиции, своему опыту. Ну и не надо верить обещаниям. Судить о кандидате можно лишь по его реальным делам. Меня, например, настораживает, когда кандидат идет со своей программой, говорит о своей предвыборной программе, потому что работа в Думе – это, прежде всего, работа в команде. Не может один депутат идти со своей программой. Если по моему округу кто-то пойдет с программой, то я на этого человека точно голосовать не стану.