12

«Никакая я не эпоха. Я просто человек своего времени»

 


Без великолепных романов Маргариты Анисимковой трудно представить прошлое Сибири и России. Ее перу принадлежит более двадцати произведений, среди которых шесть исторических романов. Все они заслужили высокую оценку литературных критиков и получили читательское признание. «Меня хвалят, но я недовольна собой: считаю, что можно написать и лучше. Я всегда в сомнении. Мне кажется, я мало сделала»,- переживает Маргарита Кузьминична. И это не лицедейство. Эта гордая неприступная женщина с портрета художника В. Игошева в жизни может быть очень сентиментальной. Она имеет активную гражданскую позицию и старается жить по совести. Она никогда не работала под псевдонимом, потому что не любит врать: «У меня только одно лицо», - утверждает писательница. Знакомьтесь, Маргарита Анисимкова в интервью для нашего издания рассказала о времени, о жизни, о себе.


- Маргарита Кузьминична, Вы родились в 1928 году. Период Вашего становления пришелся на сложное для страны время: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенные годы. Каковы воспоминания о детстве? Что отложилось в Вашей памяти наиболее ярко?


- Время тогда, действительно, было непростое, нужда была страшная. Я воспитывалась в многодетной семье (нас было шестеро), где была старшей дочерью. С ранних лет приходилось помогать матери по хозяйству и за младшими присматривать. Родители приучали меня к самостоятельности и ответственности, поэтому я рано повзрослела. Когда исполнилось 13, наступила война. Она пришла в каждый дом, в каждую семью. Мой отец, правда, не воевал, поскольку был больным человеком, но два моих дяди ушли на фронт. Да и парней своих мы на войну провожали. Как только мне исполнилось 14 лет, меня приняли в комсомол и сразу избрали секретарем школьной комсомольской организации. В военные годы мы, школьники, проявляли небывалый энтузиазм: организовывали тимуровские команды и помогали семьям фронтовиков. Дрова кололи, воду на санках возили, в конюшнях убирали, в огороде работали, с детьми водились. Причем помощь эту мы оказывали не от случая к случаю, а постоянно. Считаю, что тимуровские команды в то время большое дело делали.


Если говорить о войне: сама я, конечно, боевых действий не видела, но о жизни в тылу знаю не понаслышке. Знаю, что такое голод, что такое ожидание, что такое изнурительный труд. Знаю, что такое женские слезы и боль при потере близкого человека. Я все это видела, я все это сердцем прочувствовала, и, конечно, я не могла об этом не написать. Есть у меня сборник «Солнечная землянка», куда вошли повести и рассказы военной тематики. Один из моих последних рассказов (он называется «Первый поцелуй») - тоже о войне. Очень надеюсь, что ко Дню Победы удастся их опубликовать.


14- Если не ошибаюсь, Ваш писательский дебют состоялся в 60 году. Тогда Вам было около 30, это достаточно зрелый возраст. К этому времени Вам уже удалось реализоваться во многих областях: педагогике, журналистике, в области культуры и искусства. Маргарита Кузьминична, когда Вы поняли, что стали писателем? Как Вы к этому пришли? И как сейчас, спустя годы, Вы оцениваете свою деятельность?


- О том, что я писательница, стали говорить, когда вышла моя первая книжка. Я же всегда считала себя учителем и никогда об этом не думала. Все само сложилось. Дело в том, что я родилась на Полярном Урале, в тех местах, где проживала группа лозьвинских манси. Этих людей я всегда воспринимала как сказочных героев, и мне очень хотелось о них побольше узнать. Я частенько ездила на стойбище, в чуме с ними жила. Там и увидела, как они зверя выслеживали, как охотились, рыбачили; как токовали. Это мое увлечение никому не нравилось, но я все равно продолжала с ними общаться. Им и самим невдомек было, зачем я приезжаю. Обычно к ним ездили за мехами, а я просто из любопытства. Уже потом один знакомый свердловский редактор, зная об этом увлечении, предложил мне о них написать. Тогда мои знания и пригодились. Так появилась моя первая книга «Мансийские сказы». Но сама я этому никакого значения не придавала. Я и сейчас считаю, что никаких особенных достижений у меня нет. Просто жила, работала много, двоих детей родила. Вот и все.


- Кстати, о материнстве, как оно повлияло на Ваше творчество и судьбу?


- Мой старший сын Петр появился на свет, когда мне было 20 лет. Я тогда была молода и о материнстве ничего не знала. Впрочем, ничего и не нужно знать. Надо жить, любить, рожать детей. И воспитывать их в русских традициях. Вообще в семье женщина должна быть добрая и мудрая, мудрее мужчины. Дети же должны уважать родителей и знать слово «нельзя», иначе из них толку не будет.


- Я знаю, что Вы родились в Свердловской области, но большую часть жизни провели на севере. Что такое для Вас – Югра?


- В Ханты-Мансийский округ я перебралась в 1963 году. Югра всегда притягивала меня, привлекала своей национальной самобытностью. Очень уж мне хотелось посмотреть, как живут настоящие восточные манси. И я поехала в Октябрьский район, куда меня командировали секретарем парторганизации. Но судьба распорядилась по-своему: до места я не доехала. Была поздняя осень, катера уже не ходили, и добраться туда было трудно, а в Ханты-Мансийске как раз нужен был специалист с опытом работы в культуре, и мне предложили остаться. Так по воле случая я прожила в Ханты-Мансийске 10 лет. Там я стала заведующей отделом культуры Окрисполкома, преподавала в педагогическом училище, работала старшим редактором студии телевидения. В те годы я объездила весь нефтяной край. В округе рождались новые города: Нижневартовск, Сургут, Мегион, а я писала репортажи, очерки, зарисовки, литературные портреты людей. Тогда и появилась у меня мечта – написать книгу о трудовых подвигах первопроходцев. Ведомая этой мечтой, в 1974 году из маленького деревянного Ханты-Мансийска я переехала жить в Нижневартовск, где планировала найти героя-труженика, этакого Павлика Корчагина. Здесь, в Нижневартовске, я долгое время работала в механическом отделе вышкомонтажного управления и занималась партийной деятельностью: помогала собрания проводить, на буровые каждый день ездила. И книгу про вышкомонтажников написала «Лицом к ветрам». Но человека с героическим характером, настоящего первооткрывателя я так и не нашла. От сказок переходить к «железу» оказалось очень тяжело.


- Маргарита Кузьминична, я не помню у Вас легких произведений. Ваши книги написаны для серьезного, вдумчивого читателя. Как Вы выбираете темы для своих творений?


16- Скажем так, случайного у меня ничего нет. К примеру, с национальной темы я свое творчество начинала и до сих пор с ней расстаться не могу. Почему? Потому что мне это с детства знакомо. Я родилась в Ивделе, где сейчас проходит дорога «Урал промышленный, Урал полярный». В нашем гнезде был единственный колхоз «Северный маяк», где было много зырян. И возглавлял этот колхоз мой отец, а я с ним повсюду ездила. И с мужем своим Анисимковым я на охоту ходила, рыбачила с ним. Я об этом пишу, потому что я это знаю. Если писать о том, чего в глаза не видел, то ничего и не получится. К примеру, современные писатели начинают писать об Афганской войне, ну что они о ней знают? Все надо пережить. Писать надо сердцем.


Скажем, меня давно интересует история края. У нас в Сибири много непознанного. К примеру, я испытывала жгучий интерес к средневековому городу Мангазея: там жили наши поморы, там пополнялась царская казна. Просуществовал древний город недолго, порядка 70 лет, а потом внезапно исчез. Разве это неинтересно? Это же наша история. Почему о ней никто не пишет? Я решилась, мой роман «Мангазея, или Златом кипящая царская вотчина» издан в 2008 году. Прежде чем написать о Мангазее, я там побывала. Весь северный морской путь проделала. Кстати, мне повезло, потому что я в свое время закончила географический факультет и в местности хорошо разбираюсь. В работе мне это очень помогает. А в Мангазею мы два года шли: и морским путем добирались, и пешим. Зато я досконально изучила морской путь в Мангазею из разных мест Сибири. С историческими фактами я работаю очень осторожно, перепроверяю их по несколько раз, ищу им документальное подтверждение: в архивах просиживаю. Непроверенные факты никогда в книжку не вставляю. И писать начинаю только тогда, когда в голове все произведение полностью сложилось.


- Маргарита Кузьминична, писатели всегда вынашивают какую-нибудь идею. Над чем Вы работаете сейчас, чем планируете поразить своих читателей?


- Я сейчас работаю над историческим произведением. Оно должно читателей порадовать. Но больше ничего не скажу, все остальное пусть будет сюрпризом.


- Среди писателей Югры Вас называют «эпохой». Что Вы думаете по этому поводу?


- Я об этом вообще не думаю. Мало ли, кто что говорит. Я считаю: принимать себя надо такой, какая ты есть. Не надо воображать, что ты эпоха. Никакая я не эпоха. Я просто человек своего времени.


15- Есть ли у Вас ученики, последователи? Кого из молодых авторов Вы считаете наиболее талантливым, интересным, перспективным?


- Учеников у меня много: не забывайте, я ведь преподавала. Многие из ребят сейчас известные в округе люди, которые занимают руководящие должности. К примеру, у меня учились писатель Еремей Айпин, писатель и руководитель журнала "Югра" Сергей Козлов.


Что касается литераторов, то их сейчас много развелось. Пишут все, кому не лень, но слабенько, неинтересно, даже примитивно. Я не могу порадоваться. Среди югорских писателей по-настоящему талантливы только человек 5-6, остальным не хватает дара. Беда у них общая: мало читают, не умеют владеть словом; забывают, что писать надо сердцем.


- Кто из литературных героев Вам наиболее близок по духу?


- По духу мне близки герои Шолохова, такие, как Григорий и Аксинья. Со своими героями я всегда расстаюсь трудно, потому что люблю их, всех до одного. Мне дороги и положительные образы, и отрицательные, потому что во всех своих героях я в той или иной мере непременно присутствую.


- Критики и литературоведы любят проводить творческие параллели. С кем из русских или советских писателей Вы отождествляете себя и свое творчество?


- Себя отождествляю с Распутиным, Астафьевым, Беловым. Устиновы и Донцовы – это однодневки. Их книжки жить не будут. А мои произведения будут жить.

Маргарита Анисимкова, писательница