Югра за бюджет самосохранения
О прогнозе экономического развития Югры и проекте бюджета на среднесрочную перспективу говорили депутаты на минувшем заседании Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Два дня народные избранники обсуждали сценарий развития региона, рост окружного долга и размер налоговой нагрузки на душу населения.
Консервативный сценарий
Прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов представил директор департамента экономического развития Югры Павел Сидоров. Работу департамента он представил в двух вариантах.
Первый, консервативный, вариант прогноза основан на проведении бюджетной политики, связанной с ограничением финансовых ресурсов, но при этом с безусловным исполнением социальных обязательств. По словам Павла Сидорова, здесь максимально учтены риски экономического развития региона. В том числе зависимость югорской экономики от внешних условий развития, инфраструктурные ограничения, высокая изношенность основных фондов, расширение инвестиционных потребностей системообразующих организаций и, конечно, постепенное снижение активности потребительского кредитования.
Павел Сидоров утверждает: этот сценарий является опорным для региона и создаёт определённый запас прочности для обеспечения исполнения социальных обязательств. Прежде всего это дальнейшая модернизация образования и здравоохранения, развитие жилищно-коммунального хозяйства и решение демографических задач. Приоритетом такой политики остается и выполнение указов Президента России от мая 2012 года.
Второй вариант развития экономики ориентирован на более высокие темпы роста, стимуляцию модернизации экономики, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Впрочем, по мнению Павла Сидорова, этот сценарий хоть и желаем, но маловероятен.
Социально-экономическая ситуация 2014 года характеризуется геополитической напряженностью. Ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны крайне негативно повлиять на динамику валового регионального продукта.
При этом основным внешним фактором, который играет ключевую роль при формировании бюджета, по-прежнему остаются цены на нефть. Ни для кого не секрет, что округ может столкнуться с их возможными колебаниями. Экономистами региона учтен сценарий кризисного развития экономики Югры, но депутатам этот вариант сценария предоставлен не был.
Цена барреля
— В среднесрочном периоде в стресс-тесте прогнозируется снижение цены нефти марки Urals в 2015 году до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 годах предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель, — заявил директор департамента экономического развития Югры.
По итогам депутатских слушаний участники заседания решили вернуться к детальному рассмотрению стрессового сценария до конца года, если цена нефти будет так же снижаться.
Парламентарии отметили: учитывая сложившуюся ситуацию, огромную роль в стабилизации экономики играют стратегические запасы и преимущества региона.
— Не стоит забывать о резервах трудноизвлекаемых запасов нефти. По предварительной оценке, запасы таких углеводородов могут составлять до 40 миллиардов тонн. 67% из них приходится на Югру, — подчёркивает спикер Думы Югры Борис Хохряков. — Давайте любить и беречь то, чем нас наградила природа.
При этом в соответствии с Прогнозом развития энергетики мира и России до 2040 года, разработанным Институтом энергетических исследований РАН, Аналитическим центром при Правительстве РФ, потребность в нефти в мире будет возрастать. Доля нефти и газа в мировом потреблении первичной энергии останется практически неизменной. Соответственно ввод трудноизвлекаемых запасов в промышленную эксплуатацию — по существу дело государственной важности.
Подводя итоги доклада, Павел Сидоров подчеркнул: приоритетные направления развития Югры — это, с одной стороны, модернизация ТЭК, с другой — диверсификация экономики. Он также резюмировал, что представленный прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является сбалансированным и реалистичным.
Участники депутатских слушаний подробно остановились на обсуждении прогноза развития Югры в области налоговой и инвестиционной политики, демографии, различных отраслей экономики и социальной сферы, инновационного развития.
Бюджет минимизации дефицита
Директор департамента финансов — заместитель губернатора Югры Вера Дюдина презентовала депутатам Югры бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Выступление главного финансиста региона предварил доклад об эффективности предоставляемых налоговых льгот. По результатам проведенного анализа обозначилась необходимость повышения эффективности льготного налогообложения, совершенствования налогового администрирования, взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками в целях наиболее достоверного планирования доходной части бюджета и предотвращения снижения платежей в бюджет. Как отметила Вера Дюдина, для выполнения поставленных задач следует предусмотреть отмену неэффективных налоговых льгот, обеспечение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки.
— В основе бюджета на среднесрочную перспективу — консервативный прогноз социально-экономического развития региона, — подчеркнула Вера Дюдина. — Достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в ближайшей трёхлетке и долгосрочной перспективе предусматривает минимизацию дефицита бюджета, недопустимость принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, поддержание объёма государственного внутреннего долга на безопасном для бюджетной системы региона уровне.
Югра является регионом с сырьевой экономикой, поэтому нельзя исключать риски ценовых колебаний на углеводороды. Бюджет вновь готовится к негативным воздействиям на экономику. Следовательно, речь идет о сохранении и пополнении резервного фонда Югры. По данным, озвученным директором департамента финансов, уже в ближайшей перспективе резервный фонд планируется пополнить на 5 миллиардов рублей.
Значительное влияние на доходную часть бюджета может оказать принятие решения о передаче региональным органам власти полномочий по установлению ставок налога на добычу полезных ископаемых. В случае принятия данных норм планируется установить требования по определению налоговой базы, исходя из средней рыночной цены, либо установить твердую ставку по каждому виду полезного ископаемого, добываемого на территории автономного округа.
— Такие новшества могут обеспечить дополнительные поступления в бюджет Югры в планируемом трёхлетнем периоде в сумме 532,5 млн рублей, — уточнила заместитель губернатора.
Также прозвучало: в автономном округе осуществлён полномасштабный переход на программно-целевой метод планирования бюджета 2014-2016 годов, сформированный на основе 25 утверждённых государственных программ. Поэтому важно осуществить детальную оценку их эффективности по итогам текущего года, предусмотрев обязательную корректировку.
— Второй год подряд расходная часть бюджета более чем на 90 процентов сформирована в программном формате, что даёт возможность проанализировать не только исполнение расходов, но и оценить их эффективность. Госпрограммы социально-культурной направленности по-прежнему в приоритете. Также одним из основных направлений бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования и науки, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, — подытожила Дюдина.
В итоге согласно характеристикам проекта бюджета автономного округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов доходы бюджета запланированы на 2015 год в размере 190,4 млрд рублей, 2016 — 198,4 млрд, 2017 — 213,5 млрд. Расходы: 2015 — 198,8 млрд, 2016 — 210,2 млрд, 2017 — 231,4 млрд. Дефицит в 2015 году — 8,4 млрд, 2016 — 11,8 млрд, 2017 — 17,9 млрд.
Результатами представленных докладов стали горячие обсуждения участниками депутатских слушаний некоторых аспектов финансовой политики региона и вынесение решений парламентариев, внесенных в протокол заседаний.
Фракцией ЛДПР Югры, в лице Евгения Маркова и Олега Дейнеки, был сформулирован целый комплекс рекомендаций правительству автономного округа:
- рассмотреть возможность поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтегазовом комплексе путем разработки соответствующей законодательной базы;
- провести корректировку долговой нагрузки бюджета автономного округа, учитывая новые внешнеполитические условия экономики страны;
- рассмотреть возможность укрупнения сельских поселений автономного округа при соответствующем волеизъявлении граждан как один из вариантов оптимизации расходов бюджета.
Председатель окружного парламента Борис Хохряков внес инициативу обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с предложением дать оценку влияния налогового маневра в нефтяной отрасли на региональные бюджеты РФ, в случае снижения доходной базы бюджета вследствие принятия решения о налоговом маневре.
Депутат от фракции "Единая Россия" Любовь Малышкина внесла предложение совершенствовать систему окружных межбюджетных взаимоотношений, в том числе путем увеличения количества и качества самодостаточности муниципальных образований, и просила правительство региона оказать содействие в финансировании ряда объектов строительства в Сургутском районе из бюджета округа.
Автономный округ осуществил полномасштабный переход на программноцелевой метод планирования бюджета 2014-2016 годов.
Вера Дюдина: "В основе бюджета на среднесрочную перспективу — консервативный прогноз социально-экономического развития региона".