В Югре прибыль от реализации добытой нефти будет облагаться налогом

В Ханты-Мансийском автономном округе обсудили проект федерального закона, изменяющего первую и вторую части налогового кодекса РФ. Связан он с внедрением налога на прибыль от реализации добытой нефти.

Обсуждение важного для Югры законопроекта прошло при участии губернатора автономии и заместитель министра энергетики России Кирилла Молодцова. Открывая заседание, Наталья Комарова объяснила предпосылки данных законодательных инициатив, которые накануне были разработаны Думой ХМАО:

- Предмет разговора сложился несколько лет назад. Большинство экспертов склоняются к тому, что действующая система налогообложения недропользования в нашей стране не отвечает современным условиям и выработала свой ресурс. Требуются изменения системы налогообложения. При этом задачи по обеспечению эффективности деятельности предприятий, занимающихся добычей углеводородов, должны соответствовать интересам государства и территории, на которой осуществляют свою деятельность компании, – подчеркнула Наталья Комарова.

Югорские парламентарии также считают, что особенностью действующей в настоящее время системы является её ориентация на изъятие выручки, а не обложение конечного финансового результата. Она не имеет аналогов в мире и была введена как временная мера до перехода к налогообложению деятельности по добыче нефти с помощью налога на финансовый результат. Кроме того, действующая в настоящее время система является крайне негибкой к изменениям цен и курсу рубля. А в нынешних условиях это очень важно. В результате – в проект федерального закона внесено пять глобальных изменений налогового режима, последний из которых под названием «налоговый маневр» вступит в силу с 2015 года, а также семь, считая с 2008 года, существенных изменений порядка расчёта налогов и налоговых ставок.

Переход на налогообложение финансового результата при добыче нефти, по мнению разработчиков, позволит изымать в доход государства дополнительно сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, которые в условиях действующей системы имеют относительно низкий уровень налогообложения. Кроме того, будет обеспечиваться рентабельность разработки месторождений, находящихся на поздних стадиях добычи, а также трудноизвлекаемых запасов и запасов, не обеспеченных инфраструктурой. Помимо этого, при новой схеме будет возможно учитывать изменение цен на нефть на мировых рынках, а также других макроэкономических показателей.

По данным Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года общий объём запасов, поставленных на государственный баланс в РФ, составляет 22 млрд тонн, при этом в действующей системе налогообложения экономически извлекаемыми являются только порядка 11,3. При переходе на налогообложение финансового результата в текущих ценах и уровне развития технологии может быть извлечено не менее 17, то есть дополнительно может быть добыто около 6 млрд тонн запасов нефти (5 млрд тонн не будет добыто по технологическим причинам, независимо от параметров налоговой системы).

Учитывая большое бюджетообразующее значение нефтяной отрасли, на первоначальном этапе планируется перевод на новый налог небольшого количества месторождений, так называемых «пилотных» проектов, на которых будет проведена апробация новых принципов налогообложения.

В отношении нефти, добытой в рамках «пилотных» проектов, будет уплачиваться новый налог на прибыль от реализации добытой нефти, а также все иные налоги, включая налог на прибыль организаций, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, а также вывозная таможенная пошлина, исчисляемая в общеустановленном порядке, но при этом не будет уплачиваться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Налоговая ставка в отношении прибыли, полученной от реализации (передачи) нефти и попутно залегающих полезных ископаемых, устанавливается в размере 60%, при этом налог на прибыль от реализации добытой нефти подлежит зачислению в доход федерального бюджета по ставке 48% и по ставке 12% в доход бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, прибыль, полученная от реализации (передачи) нефти, добытой в рамках «пилотных» проектов, будет облагаться дважды: по ставке 60% налогом на прибыль от реализации добытой нефти и по ставке 20% налогом на прибыль организаций. При этом иные виды деятельности, осуществляемые налогоплательщиками налога на прибыль от реализации добытой нефти, будут облагаться налогом на прибыль организаций в общем порядке.

Учитывая инновационный для российской налоговой системы характер нового налога, предлагается специальный порядок применения мер налоговой ответственности при его уплате, а именно, в 2016 - 2018 годах меры налоговой ответственности в виде штрафов не применяются, в 2019 - 2020 годах ставки налоговых штрафов уменьшаются на 50%, с 2021 года меры налоговой ответственности применяются в общем порядке.

Представители нефтегазовых компаний, принимавшие участие в заседании, поддержав общую концепцию законопроекта, высказались за необходимость его принятия, при этом внесли предложения по доработке и совершенствованию нормативно-правового акта.

В завершении заседания губернатор Югры Наталья Комарова поручила руководителю рабочей группы, первому заместителю главы региона Александру Киму, проработать документ с привлечением финансовых экспертов с учетом поступивших предложений, а также провести оценку его влияния на региональный бюджет.

После апробации налога на прибыль от реализации добытой нефти планируется распространить новый налог в целом на нефтедобывающую отрасль, сообщает информационно-аналитическое управление Думы автономного округа.
Любовь Егорова, ЮГРАИНФО