Первая нефть под  нашими ладонями

Первая нефть под нашими ладонями

Валентина Ляхненко всегда говорит, что сама судьба привела её на Самотлор. Нефтяником она стала случайно: ещё в юные годы сестра Надежда устроила Валю после окончания школы оператором в цех перекачки нефти. Это было это на её родине, в Нефтекумском районе Ставрополья. «Нефтяников уважают, - убеждала Надя. - Закончишь курсы, и, может, будет тебе профессия на всю жизнь». Сестра угадала. Неожиданно для себя Валентина полюбила цех и нефтяное хозяйство, в котором быстро научилась разбираться. Она могла участвовать в процессе перекачки нефти, который ей доверили, и этим гордилась. Однако в юности всегда хочется перемен, чего-то большого и заманчивого. И вместе с подружками-операторами Надеждой Жёлобовой и Ниной Гриценко задумала Валентина поехать на север Тюменской области. Там, как рассказал им один знакомый, работавший в Нефтеюганске, осваивали большую нефть. Это были шумные 60-е годы, когда в стране одна за другой объявлялись ударные комсомольские стройки, молодёжь легко поднималась с родных мест и отправлялась навстречу своему будущему.

Но вместо Нефтеюганска попали три ставропольские девчонки в Нижневартовск. И не как-нибудь, а по направлениям, которые им выдали в нефтяном главке.

Знакомство с новой жизнью

«Ну, вот тебе и романтика, которую ты так хотела», - сказала подруге Нина, когда они приземлились на маленьком самолёте АН-2 в небольшом аэропорту, расположенном за большим селом под названием Нижневартовское. Апрельская оттепель размыла болотистую местность, кругом стояли огромные лужи. Впереди расстилались топи, вдоль которых виднелись деревянные мостки, проложенные вдоль объёмной трубы, - это была дорога к посёлку. Неожиданно с рёвом подъехал огромный вездеход, и водитель прокричал: «Кому на «пятый»?». Так называли приезжие жители будущего города нефтяников строящийся жилой квартал с его бараками и деревянными двухэтажками.

Валентина вспоминает сейчас, как впервые ступив на улицу Пионерскую, испытала чувство некоторой растерянности. Пугала неизвестность: она не знала, как примут их на этой ещё не обустроенной земле. Казалось, тут все заняты какой-то срочной работой и никому дела нет до незнакомых девчонок, приехавших бог знает откуда. Но всё обошлось. Подруг поселили сначала в единственной деревянной гостинице «Обь», а потом общежитие предоставили. Да и работа долго не заставила себя ждать. Здесь особенно требовались рабочие руки, а у девчонок была подходящая профессия, и уже на четвёртый день после приезда они вышли на работу. Как раз начальник участка нефтепромысла № 1 Иван Рынковой готовился принять первую нефть Самотлора, он и взял ставропольских девушек операторами подготовки и перекачки нефти в центральный товарный парк (ЦТП). Здесь уже были установлены четыре больших серебристых резервуара, куда собирали первую нефть, а потом отправляли баржами на большую землю.

Первая нефть под  нашими ладонямиИграла роль водяная подушка

«С самого начала нефть ещё не перекачивали, - рассказывает Валентина Павловна. - Это стали делать позднее, когда в цехе установили насосы. А воду, которая скапливалась на дне резервуара, мы просто спускали через нижние краны - она ведь тяжелее нефти. Чтобы определить водяную подушку, прикладывали ладони к стенкам цистерны и нащупывали границу - ниже холоднее, значит, здесь отделилась вода, а выше, где нефть, стенка была теплее. Воду важно было сбросить вовремя, и чтобы за этим проследить, тоже требовался опыт».

Постепенно добыча нефти увеличивалась, и товарный парк разрастался. Но резервуаров всё равно не хватало. Вот тут девушки почувствовали, как бывает тяжело на работе: нефть всё прибывала, еле успевали перекачивать, задвижки открывали и закрывали вручную, четыре вахты работали по сменам круглосуточно. Отстояв смену, едва добирались до общежития и валились с ног от усталости. А нужно было согреть воды, чтобы помыться и привести себя в порядок. Любимым местом в общежитии у девчат была уютная сушилка. Здесь можно было разложить влажную одежду и заодно присесть, чтобы погреться, обменяться с подругами новостями, а иногда сердечными тайнами, по настроению и песни попеть. Назавтра они снова возвращались к неотложным делам в своём товарном парке, где высились объёмные резервуары и куда с территории первого промысла неудержимо текла нефтяная река.

«Однажды наступил такой период, что не хватало резервуаров в парке, не успевали даже нефть перекачивать, - вспоминает Валентина Павловна. – Тогда и пришла беда. Попутный газ, который отделяется от нефти, однажды скопился на территории участка и не нашёл выхода. Получился мощный взрыв, вспыхнул пожар, который быстро распространился. Погибли люди. Мы с подругами в тот день не работали, не наша смена была».

Спустя время, стала существенно меняться технология подготовки нефти в товарном парке. Появилось новое оборудование - отстойники, термохимические установки, большие печи, компрессоры, помогали следить за процессом приборы автоматики. Операторы повышали свою грамотность, и Валентина добилась присвоения пятого разряда. Она гордилась: далеко не у всех мужчин была такая квалификация.

Первая нефть под  нашими ладонямиОсталась верной до конца

Почти тридцать лет работы в одном цехе, на одном и том же месте. И это хорошо, как считает сама Валентина Ляхненко. Она ценит преданность профессии. Ещё в молодости сильно переживала, когда уехала с родной земли. За короткое время, что там работала, она успела привязаться к цеху. «Там, в Ставрополье, позвали меня однажды как активистку на работу в горком комсомола, - вспоминает Валентина. - Я уже и заявление написала об увольнении. Но в последний день, когда стала обходить свой участок, вдруг разревелась. Иду по цеху и плачу, слёзы ручьём. Так и осталась. Ну а потом, когда надумали с девчатами на Север ехать, как-то решилась на это. Работа ведь та же самая. Видимо, с самого начала полюбила я свою профессию».

Активисткой Ляхненко тоже оставалась на всю жизнь. Находила время на общественные дела даже в те времена, когда дочка была ещё маленькой и требовала постоянного внимания, но она успевала там и здесь. Всегда её выбирали секретарём комсомольской организации. В цехе организовали комсомольско-молодёжные вахты во главе лучшими операторами - Пикманом и Ляхненко, Бортниковым и Гриценко. Комсомольцы всегда брали и выполняли повышенные социалистические обязательства. А Валентина представляла свой цех на больших форумах и там знакомилась с известными людьми. Тружеников Самотлора всегда встречали с почётом. Регулярно бывала Ляхненко на партийных пленумах, проходивших в Ханты-Мансийске. Приглашали её и на слёты женщин в Москву. «До сих пор храню память о тех встречах – подаренный Валентиной Терешковой платок с космическим рисунком, а также автограф Раисы Горбачёвой, который она написала моей авторучкой», - рассказала Валентина Павловна.

Оглядываясь на прожитые годы, ветеран труда Валентина Ляхненко не жалеет ни о чём. Не зря она покинула в молодости свой плодородный край и отправилась, как пели в то время, за туманом и за запахом тайги. Она считала тогда и уверена сейчас, что здесь, на ещё не обжитой северной земле, где открывались большие перспективы, было интереснее работать и жить.

Автор: Лидия Уфимцева, фото принадлежит редакции газеты "Варта"
Дмитрий Архипов, ЮГРАИНФО
по материалам газеты "Варта"