Из опыта работы Общественного совета по проблемам ЖКХ в городе Сургуте

Из опыта работы Общественного совета по проблемам ЖКХ в городе Сургуте

Недавно наш еженедельник рассказывал о том, что на территории автономного округа повсеместно создаются общественные советы, в компетенцию которых входит (или будет входить) контроль качества предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

Цель таких формирований — общественный конт­роль и мониторинг ситуа­ции в ЖКХ, повышение эффективности взаимодейст­вия граждан, представителей общественных организаций и объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций коммунального комплекса и других заинтересованных сторон. Мы говорили и о том, что в Сургуте Общест­венный совет работает уже два года, начиная с 21 февраля 2011 года. Недавно были обнародованы итоги деятельности совета за два года. Надеемся, информация, которую мы доносим до читателей, поможет с формированием общественных советов в других территориях Югры, где тоже читают "МК"-Югра".

Как это делают в Сургуте

Жители Сургута всегда отличались активной гражданской позицией. Поэтому создание Общественного совета два года назад было началом новой и своевременной практики участия инициативных граждан в осуществлении местного самоуправления для города.

На базе совета создано 5 комиссий: по контролю и регулированию тарифов тепло­снабжения, водоснабжения, водоотведения; по контролю над тарифами в сфере жилищных услуг (содержание жилищного фонда, текущего ремонта); по контролю за качеством оказываемых услуг УК, ТСЖ, ЖСК и других форм обслуживания, ГТС, Горводоканала; по работе с населением и органами государственной власти и местного самоуправления; по разработке нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальной деятельности. Всю эту работу контролируют 25 специалистов, работающих на общественных началах.

В задачи совета входят привлечение жителей и изучение проблем ЖКХ, подготовка предложений по их решению, обобщение и анализ общественного мнения по жилищно-коммунальному хозяйству и выработка рекомендаций для главы города. Решения Общественного совета носят исключительно рекомендательный характер.

За два года работы Общественного совета по проблемам ЖКХ при главе города Сургута в период с апреля 2011 года по апрель 2013 года поступило 425 заявлений (в среднем 18 заявлений в месяц) от собственников жилых помещений. Лидером по количеству обращений стал вопрос, связанный с тарифом по статье "содержание жилфонда" — всего 59?%, по вопросу текущего ремонта — 8,6?%, придомовой территории — 6,7?%, павильонов — 6,2?%, общедомовых узлов учета — 5,5?%, электрощитов — 1,2?%, в графе "прочие" — 12,8?% (в том числе грубое, некорректное отношение сотрудников УК к собственникам жилых помещений). Больше всего жалоб в Общест­венный совет поступило на ООО УК "ДЕЗ?ЦЖР", ООО УК "ДЕЗ?ВЖР", ООО "РЭУ-8". Для населения города проведено 264 консультации.

Чтобы повысить грамотность собственников жилья, комиссией по разработке нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальной деятельнос­ти было принято решение разработать две памятки: 1) "О разъяснении прав и обязанностей собственников жилых помещений"; 2) "О разъяснении прав и обязанностей управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и других форм собственности". Всего было роздано 112 памяток по 69 адресам.

По словам председателя совета Нины Пацинской, необходимо создавать инициативные группы и советы многоквартирных домов (МКД), выбирать старших по подъездам и по всему дому. Всего в Сургуте было создано около 30 советов МКД. Только объединившись и создав инициативные группы, можно добиться определенных результатов.

— Результатом проведения разъяснительной работы стали появляться и небольшие победы старших по дому, — отмечает Н.А.?Пацинская. — Так, например, по пр.?Набережному, дд.12/1 и 14, ул. 30 лет Победы, д.?43/1; ул.?Толстого, д.?30, ул. Югорской, д.?3 собственникам жилых помещений вернули деньги за установку общедомовых узлов учета.

Общественным советом была создана школа обучения старших по подъезду и дому. В программе обучения: теоретические и практические занятия, деловые игры, тренинги, техническая часть — подключение общедомовых и внутриквартирных узлов учета. Занятия в школах проходят в помещениях ТОС-21 и МКУ "Наш город". Всего проведено 7?заседаний общест­венного совета, 16 занятий, на которых присутствовало 150 слушателей.

Комиссией по контролю за качеством оказываемых услуг УК, ТСЖ, ЖСК и других форм обслуживания, ГТС, Горводоканала составляются акты. На их основании в общежитиях по ул. Студенческой и Гидромеханизаторов УК начали производить ремонт. Большая разъяснительная работа была проведена по установке внутри­квартирных и общедомовых узлов учета.

— Управляющая компания обязана информировать, разъяснять и согласовывать с собственниками жилых помещений тарифы, перерасчеты на услуги ЖКХ на общем собрании, а не уведомлять счетом-извещением, — утверждает председатель Общественного совета Н.А.?Пацинская.

Работу Сургутского общественного совета по проблемам ЖКХ при главе города высоко оценили на расширенном заседании Совета общественной палаты Югры, посвященном общественному конт­ролю в сфере жилищно-коммунального комплекса Югры, которое состоялось в конце апреля.

На заседании главным вопросом стало обращение жителей дома по улице Ленина, 34, которые не смогли договориться со своей управляющей компанией "Сервис-3". Камнем претк­новения в споре между управляющей компанией и собственниками жилья стали завышенные тарифы на коммунальные услуги. Тогда с помощью Общественного совета по проблемам ЖКХ обе стороны нашли компромиссное решение и протоколом закрепили цены на услуги ЖКХ своего дома.

Ответы на вопросы читателей "МК"-Югра"

Поскольку в нашу редакцию постоянно обращаются граждане с просьбой помочь разобраться со структурой коммунальных платежей и другими схожими вопросами, мы подготовили запрос в окружной Консультационно-правовой центр по вопросам ЖКХ, где сформулировали вопросы, которые волнуют жителей Югры.

Специалисты Консуль­тационно-правового центра подготовили ответы на часть вопросов, предлагаем их вниманию читателей "МК"-Югра".

Из чего складывается плата за коммунальные услуги?

По словам специалистов Консульта­ционно-правового центра ХМАО-Югры, плата за жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для нанимателя включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества; плату за пользование жилым помещением (за наем), не уплачиваемую собствен­никами жилых помещений.

Для собственников жилых домов — индивидуально определенных зданий, не являющихся многоквартирными домами, не предусмотрена жесткая структура платы. Жилищный кодекс РФ устанавливает лишь обязанность по несению расходов на содержание и ремонт принадлежащих им домов, а также по оплате потребляемых коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.

Плата за коммунальные услуги в многоквартирных и индивидуальных жилых домах включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение, включая продажу бытового газа в баллонах, а также плату за отопление или плату за теплоснабжение, заключающееся в продаже твердого топлива при наличии печного отопления.

За что мы платим?

Размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) обще­домовых приборов учета. Тол­ько при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потреб­ления коммунальных услуг. Показания индивидуальных (квартирных) приборов учета воды, электрической энергии и газа используются для ежемесячного расчета платы. Нормативы потребления коммунальных услуг на каждого зарегистрированного жителя применяются для определения оплачиваемого объема потребленного газа, тепловой и электрической энергии, воды и пр. Расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производится по площади отапливаемого помещения.

На какие нужды идут денежные средства, полученные с придомовых пристроек, и как они должны распределяться?

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Варианты передачи могут быть различными, в том числе с использованием конкурсно-аукционных процедур, например, при предоставлении права пользования автомобильной стоянкой, спортивной площадкой, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, размещение баннеров и рекламных плакатов и другое. Отношения по поводу пользования отдельными элементами общего имущест­ва должны оформляться договором, заключаемым между собственниками и пользователем.

Решение принимается коллегиально на общем собрании собственников много­квартирного дома, путем голосования (не менее 2/3 голосов для положительного ответа). Также жильцы определяют, на что пойдут вырученные средства от аренды. Это может быть покрытие общедомовых расходов (за водоснабжение, отопление, электроэнергию), проведение ремонта дома, либо эти средства могут накапливаться и в дальнейшем тратиться на нужды дома.

Как быть, если у соседей квартиранты?

Специалисты Консультационного центра советуют сообщить об этом в управляющую компанию. В случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, и исполнитель (юридическое лицо) располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт, то об этом делается соответствующая отметка. В течение 3 дней со дня его составления, акт направляется в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.

Данные нормативы утверждаются органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определяет Правительство РФ.

"МК"-Югра" продолжит информировать своих читателей с ответами специалистов Консультационно-правового центра ХМАО. Общаясь на тему ЖКХ с многочисленными инстанциями, наша редакция пришла к выводу: только лично проявив инициативу, разобравшись в структуре платежей, хозяйственных связях между поставщиками ресурсов, каждый житель Югры сможет не только понять, откуда и что берется в сфере в ЖКХ, но и сможет влиять на решения, принимаемые в коммунальной сфере. Первые итоги работы Общественного совета по проб­лемам ЖКХ в Сургуте это подтверждают. 

Инна Зайковская, по материалам МК-Югра
ИА Мангазея-Новая Югра