08:14 15.12.17
Пресс-конференция Президента. Что актуально в Югре?
13-ю большая пресс-конференция Президента длилась больше 3 часов. Владимир Путин успел ответить на 58 вопросов. Событие этого года собрало рекордное число участников, в списке аккредитованных на сайте Кремля 1640 фамилий. Из них 760 – представители российских СМИ.
Владимир Путин: Россия должна быть устремлена в будущее, должна быть современной. Политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях, производительность труда должна многократно возрасти. Если говорить конкретно, то это такие вопросы, как развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, высокие технологии. И это всё, без всяких сомнений, должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы граждан, повысить доходы наших людей
О языках и изучении родного языка в национальных республиках и округах.
Вопрос, связанный с языком, направлен только на одно – создать всем детям, где бы они ни проживали на территории Российской Федерации, равные стартовые условия для будущей жизни. Если люди будут знать свой национальный язык, но отставать в языке межнационального общения, а преподавание в ведущих вузах страны ведётся на русском языке, мне кажется, что это плохо по отношению к этим детям. Что нужно точно обеспечить? Нужно обеспечить людям возможность изучения родного языка, не только татарского, и марийского, и чеченского, и какого угодно, якутского. У нас, слава богу, огромное разнообразие таких языков. Это наша гордость и наше богатство – культурное и языковое многообразие. И это, безусловно, должно быть поддержано.
Об укрупнении регионов.
Не стоит ли планов об укрупнении регионов?
Нет, но мы должны признать, что после известных событий начала 90-х годов, когда распался Советский Союз, всё-таки по старинному принципу формировались субъекты Федерации, и очень много субъектов Федерации оказались экономически несостоятельными. И в целом, если говорить про экономическую целесообразность, то тогда, наверное, иногда есть смысл в этом укрупнении. Но хочу подчеркнуть, мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Считаю, что это очень вредно и очень опасно для единства Российской Федерации. Потому что любой народ – маленький, большой – должен выбрать сам такую форму своего сосуществования с другими народами России, которую он считает наиболее для него приемлемой и оптимальной. Поэтому никаких государственных планов по укрупнению, по слиянию и так далее нет и быть не может. Во всяком случае, пока я Президент, этого не будет.
О дорогах.
Одним из приоритетов в работе Правительства, вообще государства в ближайшее время, в ближайшие годы, должна стать работа над развитием инфраструктуры. Это, прежде всего, дорожная сеть. Это аэропорты, порты, связь. В этом контексте, конечно, любое дорожное строительство, будет иметь для нас приоритетное значение.
О ручном управлении.
Миф о ручном управлении сильно преувеличен. Вы не представляете, какой колоссальный массив работы проходит через Правительство. Это самая тяжёлая и сложная работа в системе управления. Там вмешиваться в каждый вопрос, погружаться даже невозможно, не только вмешиваться. И в регионах то же самое. В регионах вообще мы часто не дотягиваемся, даже не знаем иногда, что там происходит. Это плохо, конечно, надо знать всё. Но для этого мы и проводим сегодняшнее мероприятие, ежегодные конференции, и «Прямые линии». Как бы их ни ругали и как бы ни говорили о том, что они носят формальный характер, – это не так. Вот это есть обратная связь, когда люди напрямую могут добраться до первых лиц государства.
О росте экономики.
Рост ВВП в Росс составляет – 1,6%, рост промышленного производства – тоже 1,6%. При этом очень хорошие темпы роста демонстрирует автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство. В этом году опять будет где-то под 3%. По результатам года – рекордный урожай! 130,5 млн. тонн зерна, наверно, будет. ТРСФСР, по-моему, приблизительно было 127 тонн в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было. Растёт экспорт. Он приобрёл масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объёму экспорта зерновых. Это блестящий показатель.
Мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. - Резкое снижение цен на энергоносители. Оттуда мы получали, как известно, и в значительной степени до сих пор получаем основные доходы в бюджет. И второе – внешние ограничения или так называемые санкции.
Наше развитие стало больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики. Это говорит о том, что мы вышли не только из рецессии, но перешли в стадию уверенного развития. Инвестиции в основной капитал составляют 4,2%. Обратите внимание, я сказал, что рост ВВП – 1,6, а инвестиций в основной капитал – 4,2. Это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что достигнуто сейчас. Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги вложены в эти проекты.
В этом году прямые иностранные инвестиции достигли 23 млрд долларов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года. У нас рекордно низкая инфляция за всю историю новейшей России: на сегодняшний день год к году – 2,5%. Дефицит бюджета – 2,2%. Думаю, что он будет на самом деле меньше.
Всё это говорит о том, что на сегодняшний день идёт явное оздоровление и рост экономики.
Об экологии.
Что касается экологических проблем, мы с вами знаем, такая проблема возникает всегда и везде. Соотношение между защитой природы и развитием. Всегда нужно искать золотую середину. У нас уже приняты решения в этой сфере, согласно которым в случае реализации тех или иных промышленных, инфраструктурных проектов, если это связано с вырубкой лесов, скажем, нужно осуществить так называемую компенсационную высадку лесов. То есть, столько нужно высадить лесов и деревьев, сколько было срублено в ходе реализации промышленного либо инфраструктурного проекта. Если мы будем так подходить к решению проблем и развития, и сохранения природы, мне кажется, мы будем на верном пути.
О коррупции в правоохранительных органах.
Другой вопрос связан с деятельностью правоохранительных органов. Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, и просто с низкой организацией этой работы, с отсутствием должного контроля за этой сферой.
У нас в армии постоянная ротация, это сложилось уже десятилетиями. Это одна из составляющих тягот военной службы, если так можно сказать. Послужил три-пять лет в одном месте – почти обязательно переводят на другое место. Может быть, есть смысл и в правоохранительной сфере организовать нечто подобное. Принятие такого решения будет связано с обеспечением служебным жильём и немалыми финансовыми издержками. Это надо всё просчитать. Но эта ротация, может быть востребована в правоохранительной сфере.
О майских указах.
Если бы не было ориентиров, которые были заданы в 2012 году в указах, по поводу необходимости обеспечить рост заработных плат в бюджетной сфере, было бы хуже намного. Поэтому считаю, что и я, и мои коллеги сделали правильно в своё время, когда обозначили эти целевые показатели.
Примерно 94% заявленных целей исполнены. Это касается, в том числе, и уровня заработных плат в бюджетной сфере. Уверен, что в 2018 году, как и планировалось, всё будет доведено до логического завершения. Эти целевые показатели будут достигнуты.
Ставилась задача по ликвидации аварийного жилья. Что касается аварийного жилья, то в целом задача практически решена. Другое дело, что у нас ветхое жилье мало чем отличается иногда от аварийного.
Еще одна задача – обеспечить детей местами в детских садах. Она решена на 98,96%. В начале этой программы у нас около полумиллиона детей нуждались в местах в детских садах. Сейчас в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации эта задача решена полностью. Есть несколько регионов, где ещё работа не закончена. В очереди остаётся 63 тысячи детей. Уверен, мы в ближайшее время этот вопрос закроем.
Так что, в целом, майские указы выполняются удовлетворительно.
О развитии Арктики и интересах коренных народов Севера.
Я говорил и хочу ещё раз повторить, перефразировав великого Ломоносова, что теперь богатство России должно прирастать Арктикой. Там основные наши запасы минерального сырья. Но освоение этих запасов должно идти параллельно с заботой о природе, с соблюдением всех требований, которые предъявляются к хозяйственной деятельности в этом очень чувствительном регионе. Это первое.
Второе – обеспечение безопасности, и экологической безопасности, и военной безопасности в этом регионе. Напомню, я был на Земле Франца-Иосифа. Там несколько лет назад иностранные экскурсоводы водили иностранные группы и говорили: это острова, которые совсем недавно принадлежали России. Они как-то подзабыли, что это, вообще, российские острова, но теперь мы им напомнили, и всё там в порядке. Про это тоже забывать нельзя.
И, наконец, есть ещё одно важное соображение. Никогда не нужно забывать об интересах малых коренных народов Севера. Это чрезвычайно важная вещь. Нельзя нарушать их традиционных хозяйственных интересов. А если что-то неизбежно вступает в противоречие с реализацией крупных общенациональных проектов, безусловно, должны быть представлены меры по компенсации и замещению.
О кадастровой стоимости земли и дачниках.
Во всём мире так устроено, что собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. Но уровни тарифов кадастровых платежей должны быть основаны на реальных доходах населения. Это не может быть оторвано от жизни. Нельзя проводить шоковую терапию, как в 90-е годы. Это просто недопустимо.
Думаю, что в ближайшее время дам такое поручение, чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняли решение, согласно которому все льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 тысяч рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. Плюс к этому, нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.
Об одаренных детях.
Я считаю, что все дети талантливы. Вопрос только в том, чтобы раскрыть эти таланты. Сейчас создаются кванториумы, детские технопарки по всей стране, проводятся олимпиады. В чём смысл и конечная цель? Вести ребят от школы до высшей школы, а потом до трудоустройства, конечно, желательно в стране.
О повышении пенсионного возраста.
Сейчас все европейские страны, включая Белоруссию, Казахстан, Украину приняли решение о повышении пенсионного возраста. Не сделали этого только мы. О чём говорят сторонники повышения пенсионного возраста? Они говорят о том, что если этого не сделать, то с учётом увеличения продолжительности жизни количество работающих будет сокращаться, а количество людей, вышедших на пенсию, будет увеличиваться, и это не даст возможности нам сбалансировать пенсионную систему.
Есть и другие соображения. Для того чтобы принять окончательно, нужно всё это просчитать. При любом варианте принятия решения это не коснётся тех, кто уже вышел на пенсию. И совершенно точно, это не должно быть шоковым решением. Это должно быть сделано постепенно и мягко.
Хочу подчеркнуть, никакого окончательного решения не принято. Такие решения не могут приниматься кулуарно. Это должно происходить открыто, с привлечением общественности и, конечно, в ходе открытой дискуссии в представительных органах власти, в том числе в парламенте.
О таргетировании инфляции и банковской рецессии.
Таргетирование инфляции – это правильный процесс. Если мы хотим, чтобы экономика у нас была здоровая, вызывала бы доверие со стороны инвесторов, это обязательная составляющая нашей политики. Это взвешенная бюджетная и кредитно-денежная политика, которой занимается Центральный банк.
Если в прошлом году Центральный банк дважды снизил ставку – с одиннадцати до десяти процентов, то в этом году Центральный банк пять раз снижал ключевую ставку. И сейчас она составляет 8,25%. Центральный банк показал и цели своей дальнейшей деятельности. Где-то к 2020 году, если мне память не изменяет, ключевая ставка будет 6-7%. Вслед за ключевой ставкой снижаются ставки по кредитам коммерческих банков. Сейчас она средневзвешенная. Для нефинансовых организаций – где-то 10,08%, по-моему. Для малого и среднего бизнеса, конечно, больше – 13-14% в среднем.
Принято решение по реструктуризации банковских учреждений. Те, которые имеют, условно говоря, генеральную лицензию для работы с крупными партнёрами, с крупным бизнесом, должны иметь уставный капитал не меньше 1 млрд. С базовой лицензией – банки, которые имеют уставный капитал не меньше 300 млн. Предполагается, что именно они будут работать с малым и средним бизнесом, в том числе, в регионах. У нас сегодня достаточно большое количество банков. По-моему, 521 банк. Это не значит, что всех их нужно «душить», но нужно оздоровлять финансовую систему, прежде всего, в интересах клиентов. Это чрезвычайно важная вещь особенно в условиях каких-то колебаний на мировых рынках, сложностей внутри страны: чтобы клиенты не сталкивались с неразрешимыми проблемами.
Я слышу критику в отношении ЦБ: что своими действиями ЦБ огосударствляет банковскую систему. Это не так. Во-первых, повторяю, банков 521, а кредитных учреждений ещё больше. Во-вторых, Центральный банк нам всем говорит, если он что-то забирает, то с целью последующей приватизации. Мы будем исходить из того, что этот процесс будет развиваться именно в таком ключе.
О налогах и фискальной нагрузке на население.
Растёт нагрузка, в том числе, неналогового характера. Да, это правда, к сожалению. Я уже давал по этому поводу поручение, как Вы знаете, провести подробный анализ того, что происходит в регионах. Нужно создать определённые условия, которые будут препятствовать неконтролируемому росту неналоговой фискальной нагрузки.
Налоги до конца 2018 года расти не будут, и в целом это всё таки выдерживается. Начиная с 2019 года что будет? Мы сейчас напряжённо думаем на тему того, как и что настроить в налоговой системе таким образом, чтобы это работало на генеральные цели развития экономики страны. Какие сделать маневры в налоговой системе, чтобы облегчить нагрузку на отрасли, которые мы предполагаем развивать усиленными, быстрыми темпами?
На что совершенно точно нужно обратить внимание уже сегодня– это на некоторые налоги, которые ложатся тяжёлым бременем на граждан и на бизнес и не отвечают интересам ни самих граждан или бизнеса, ни интересам государства в целом.
Капремонт или, скажем, налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы. Эти задолженности касаются где то 42 млн человек. И общий объём этой задолженности – 41 миллиард. Может, кто то будет ругаться на меня из моих либеральных оппонентов. Но я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат. И сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции.
То же самое нужно сделать для индивидуальных предпринимателей. Это тоже примерно 15 млрд. рублей. И касается это около 3 млн. человек – 2,9 млн. человек. Человек начал работу, начал бизнес. Что то не получилось. А налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода.
Третье, нужно выстроить систему таким образом, чтобы стимулировать налогоплательщиков, чтобы они не боялись обратиться в налоговую инспекцию, даже если пропустили срок платежа. Конечно, должна быть обеспечена налоговая дисциплина, это правда. Но она не должна быть чрезмерно закручена.
Условные доходы предприятий надо списать. Это абсолютно бессмысленная вещь, которая мешает развиваться экономике, и на людей накладывает несправедливую налоговую нагрузку. Думаю, что мы сделаем это в самое ближайшее время.
О реструктуризации региональных долгов.
По поводу регионов-доноров и регионов – реципиентов помощи. Мы исходим из того, что люди, где бы они ни проживали на территории России, должны жить примерно одинаково. Справедливым является перераспределение от регионов-доноров (сегодня у нас 12 таких регионов-доноров) в другие регионы Российской Федерации. И мы аккуратно будем это делать, не подрывая, разумеется, желание регионов-доноров развивать свою экономику дальше.
Теперь по поводу реструктуризации. Приняты решения реструктурировать на семь лет кредитные задолженности практически всех регионов Российской Федерации: на семь лет под 5%. Регионы, которые обеспечат рост налоговой базы не ниже инфляции, получат эту рассрочку не на 7, а на 12 лет. Это даст возможность регионам получить дополнительно совокупно выигрыш в размере 430 млрд. рублей, которые должны пойти на оздоровление финансов и на социальное и экономическое развитие.
Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов Российской Федерации в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит? Часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Но этого не делают. Возникает вопрос: почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками? Нужно будет ввести ограничения. (Это решение не принято. Об этом я даже с Правительством ещё не говорил).
О ЖКХ и управляющих компаниях.
Проблема заключается в том, что, так называемые, управляющие компании собирают деньги и за коммунальные платежи, и по жилищным тарифам. Коммунальные платежи – это платы в адрес снабжающих организаций: за газ, электричество, воду и прочее. А жилищный тариф – это всё, что происходит внутри дома. Управляющие компании сначала деньги собирают, а потом расплачиваются, с ресурсными организациями. И далеко не всегда своевременно и в полном объёме. За этим мало кто смотрит. Нужно отрезать управляющие компании от денежного потока
Теперь управляющие компании в связи с готовящимися решениями должны будут не просто сделать перерасчёт, а заплатить ещё плюс 50% за неправильно выставленный счёт в качестве штрафа. И эти решения должны быть доведены до конца.
Что касается коммунальных платежей, здесь есть федеральное регулирование. Последние пару лет предельный рост тарифа обозначен в качестве 4%. Во-первых, он не выдерживается, и в среднем даже рост по коммунальным этим платежам не 4% составляет, а, по последним данным, я вчера смотрел, 8,8%. Это вообще никуда не годится.
Но ещё хуже вторая составляющая. Жилищные платежи - это то, за что отвечают непосредственно управляющие компании и регионы. Там вообще нет никакого регулирования, нет верхнего потолка. Платежи зашкаливают, в среднем сейчас получилось 23 с лишним %, а местами – свыше 30. Нужно вводить ограничения и регулирование по жилищным платежам, и сделать это нужно незамедлительно. Самое главное в развитии системы коммунального хозяйства обеспечить своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся.
О модернизации системы здравоохранения.
Нужно увеличивать, прежде всего, общее финансирование здравоохранения. Оно и будет увеличено. В этом году у нас, по-моему, 3,8% от ВВП примерно, по данным Минфина, на следующий год 4,1% на совокупные расходы по медицине в целом по стране.
В малых населённых пунктах от 100 до 2 тысяч человек нужно создавать новые современные ФАПы, возрождать то, что утрачено. В населённых пунктах, где проживают меньше 100 человек, нужно создавать и использовать передвижные пункты оказания медицинской помощи.
Объём денег, что выделяется на лечение больных страдающих тяжелыми заболеваниями, недостаточен. Мы увеличим количество денег, выделяемых на соответствующие медикаменты, в том числе на обезболивающие лекарства, и увеличим количество денег на приобретение необходимого оборудования, в том числе, для тех, кто нуждается в использовании этого оборудования на дому.
О льготах нефтяникам и избирательности их назначения.
Вопрос, заданный югорской журналисткой касался добычи нефти в пределах самого старого и самого обширного - Самотлорского месторождения. Принципом назначения льготы стала обводненность. В регионе удивляются избирательности такого решения, между тем, как на подобные условия претендуют и другие нефтяники региона. Край болотистый, большое количество подземных вод характерно и для других месторождений Югры.
Считаете ли Вы, что есть проблема избирательности назначения льгот?.
Такие решения принимаются не с потолка, они принимаются после обсуждения в Правительстве и анализа рентабельности тех или иных скважин. Министерство энергетики готовит эти решения. Да, я их подписываю, но Минэкономразвитие и Минэнерго готовят эти решения. Они готовятся на основе объективных данных по обводнённости, по рентабельности. Я не берусь сказать, может быть, Вы и правы и другие (нуждаются в этой льготе не меньше - ред.), но нужно доказать это в Министерстве. Даже нет необходимости идти в Администрацию. Там у нас есть экономическое управление. Оно эффективное, профессиональные люди работают, и мы стараемся это проконтролировать. Но не с точки зрения кому недодали, а с точки зрения дают ли справедливо тем, кому предлагает Правительство. Что касается Самотлора и «Роснефти», Администрация считает, что это справедливое предложение. А другие должны проработать этот вопрос предварительно в Правительстве, в Министерстве энергетики и в Минэкономразвития. Хорошо? И мы готовы это поддержать, пожалуйста.
О запрете абортов и организациях, оказывающих поддержку беременным женщинам.
Что касается запрещения абортов. В современном мире в подавляющем большинстве стран эти решения всё-таки оставляются за самой женщиной. Потому что есть большие опасения, что в случае тотального запрещения у нас махровым цветом будут расти криминальные аборты. Практика многих других стран показывает, что женщины уезжают делать аборты за границу, расцветают подпольные аборты, наносится колоссальный ущерб женскому здоровью и возможности иметь детей в будущем, резко повышается смертность.
Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным, взвешенным, исходить из общего настроения в обществе и из морально-этических норм, которые в обществе сложились. Ничего нельзя ломать через колено, понимаете?
То, что вы делаете с точки зрения поддержки беременных женщин, которые принимают решение, оставить ребёнка или нет, – это абсолютно точно правильно! В этом смысле надо только понять направления поддержки таких организаций. Я готов сделать всё, для того чтобы в этой части вашей работы вас, безусловно, поддержать.
О поддержке семьи.
Что касается поддержки института семьи, детства, материнства, для поддержки демографии предлагается.
Первое, введение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребёнка до достижения им 1,5 лет в размере прожиточного минимума ребёнка, которая будет выплачиваться семьям со среднедушевым доходом ниже полуторакратного прожиточного минимума трудоспособного населения. Что это значит? В 2018 году это значит 10523 рубля, в 2019 м – 10836 рублей, в 2020 году – 11143 рубля.
Второе, продление программы материнского капитала и расширение возможностей для его использования, а именно и самое главное – эти средства материнского капитала можно будет получать и тратить в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением второго ребенка до достижения им 1,5 лет и использования для оплаты услуг в сфере дошкольного образования уже с 2-месячного возраста ребёнка. Это делается для того, чтобы женщина могла как можно быстрее выйти на работу, не теряя квалификацию.
Третье, в 50 регионах Российской Федерации люди получают ежемесячные денежные выплаты на третьего и последующих детей до трёх лет. Мы увеличиваем в результате перераспределения внутри системы различных норм с 50 до 60 количество таких регионов.
Четвёртое, вводится субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Сегодня она около 10%, и всё, что свыше 6%, будет субсидироваться государством. Эта норма будет введена с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Сроки субсидирования при рождении второго ребёнка – три года с выдачей кредита, третьего – пять лет. По нашим оценкам, это в ближайшие годы охватит 500 тысяч российских семей.
И, пятое, программа по созданию дополнительных мест в яслях для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет. Цель – в 2018–2019 годах обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования по этой категории. В планах создать более 326 тысяч ясельных мест, тоже как цель для того, чтобы поддержать семьи с незначительными доходами и для того, чтобы улучшить демографические показатели.
Екатерина Беспрозванных, ЮГРАИНФО