Ямальцы попросили передать остатки рельсов 501 сталинской стройки в музеи
Ямальцы попросили сохранить остатки железнодорожной магистрали "Надым – Салехард", более известной как 501 стройка. Рельсы так и незавершенной части трансполярной магистрали "Чум – Салехард – Игарка" остались лежать вблизи Надыма. Жители считают, что они обладают исторической ценностью, которой вскоре можно лишиться - фрагмент сталинской стройки распиливают для сдачи в металлолом, передает корреспондент .
Сталинскую железную дорогу неизвестные стали вывозить по частям осенью 2017 г., рассказал житель Надыма Артем Полянцев. Заметив это, горожане обратились в местную администрацию и полицию. Факт кражи был зафиксирован, но пострадавшего лица по делу нет.
"В отделе полиции я узнал, что,скорее всего, официального хозяина у этих рельс нет, и поэтому, более вероятно, что дорога бесхозная, потому как государство, которое было хозяином этих рельс, - СССР - не существует", - говорит Полянцев.
Надымчане опасаются, что все рельсы, в конце концов, будут вывезены по частям и предлагают зарегистрировать объект и передать его в госсобственность. Сталь можно переправить и пустить на строительство новой железной дороги. Напомним, вблизи 501 стройки проходит строительство магистрали Северный широтный ход.
Если же рельсы имеют историческую ценность, то их следует передать в музеи, говорит Полянцев.
"Всё-таки, для нас это не просто рельсы - это ресурс, который добывался кровью и потом нашего народа, и я считаю, что никто не вправе произвольно распоряжаться им с целью собственной наживы, а использоваться он должен в интересах нашей страны", - считает житель города.
Напомним, с 1947 по 1953 гг. было уложено 900 километров дороги 501 стройки, она должна была соединиться с 503 стройкой, образовав ветку "Салехард - Игарка". В 1952 г. от Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение поездов, но по причине соглашения капвложений строительство замедлялось, дорогу законсервировали сразу после смерти Сталина. В тундре остались многочисленные мосты, разъезды и лагерные поселки, возведенные по местам стройки.
Памятник 501 стройке стоит в Салехарде
В Надымском районе до сих пор проходят экскурсии по объектам "мертвой дороги": сохранились остатки лагеря "Щучий", административного здания стройки, землянки, сторожевые вышки, карцеры и многое другое. В районе ранее рассматривалась возможность сохранить и саму историческую железную дорогу.