Zbfk^ два железнодорожных моста времён 501-й стройки взяты под государственную охрану как объекты культурного наследия

Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа двум железнодорожным мостам через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха присвоен статус выявленных объектов культурного наследия. Сооружения периода 501-й стройки середины ХХ века были обнаружены при проведении на Ямале изысканий для проектирования Северного широтного хода в Надымском районе летом текущего года.

По информации ведомства, оба моста находятся в прямой видимости со строящейся автодороги Надым-Салехард, представляют ценность с точки зрения технической истории и истории промышленного освоения территории Крайнего Севера Западной Сибири. Железнодорожные сооружения имеют стальные пролёты, стоящие на деревянных сложной конструкции опорах из лиственницы. Аналогов подобного возведения мостов середины ХХ века – единицы. Среди рельс, уложенных на мостах и в непосредственной близости от них, имеются рельсы иностранного производства.

Мост через реку Пензер-Яха известен среди старожильческого населения Ямала под названием «Генеральский» или «Министерский». Вблизи моста через реку Ид-Яха располагается частично руинированный лагерный пункт №81 со сторожевой вышкой.

Поставленные на государственную охрану мосты являются одними из хорошо сохранившихся объектов брошенной железной дороги, вызывают неподдельный интерес и обладают ценностными характеристиками памятников экономической истории тоталитарного государства при масштабных строительствах СССР конца 1940-х – начала 1950 годов, а также памятников инженерной мысли в тяжёлых условиях Крайнего Севера.

Наша справка. «Строительство 501», «сталинка», «мёртвая дорога» - всё это названия, закреплённые за Трансарктической железной дорогой «Чум-Салехард-Игарка» середины ХХ века. Историко-культурная ценность сохранившихся объектов состоит в том, что они являются ярким материальным свидетельством самого значительного экономического события на территории ямальского Севера того периода, а именно строительства силами заключённых в условиях вечной мерзлоты и при отсутствии каких-либо дорог и крупных населённых пунктов железнодорожной магистрали от Полярного Урала до Енисея. Главной целью грандиозного проекта 1947-1953 годов послужило стремление советского государства индустриально освоить безбрежные просторы сибирского Севера, богатые природными ресурсами, а также связать между собой низовья двух водных магистралей – Оби и Енисея – в интересах обороноспособности страны. Значительная часть сооружений была построена в рекордные сроки, однако после смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена.
Виктория Пешкова, ЮГРАИНФО