Законодательные механизмы притока инвестиций. В Думе Югры прошли депутатские слушания

28 ноября депутаты Думы Югры собирались в Ханты-Мансийке на депутатские слушания. Югорский парламент включился в процесс обсуждения пакета инвестиционных законов, главный из которых новый закон «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в России». Проект закона инициирован поручением Президента страны Владимира Путина и внесен в Госдуму в ноябре. Первое чтение закона в ГД намечено на декабрь.

Так как нормотворческие механизмы нового закона должны стать драйвером развития российской экономики, планируется широко рассмотреть законопроект в регионах. Депутаты югорской думы собрались в главном зале парламента в минувший четверг.


Основные положения нового закона подробно объяснил спикер окружного парламента Борис Хохряков.

- Изначально законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности был представлен в Госдуму полгода назад. За период доработки в законопроект внесен ряд принципиальных изменений. Одновременно с документом рассматриваются три пакетных законопроекта: внесение изменений в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, проект поправок в отдельные законодательные акты и документ о признании отдельных законов утратившими силу, – сообщил Борис Хохряков.

Спикер парламента отметил, что законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности нацелен на решение трех ключевых задач.

Во-первых, нужна систематизация существующих и разработка новых норм, направленных на регулирование государственных муниципальных инвестиций, а также на синхронизацию возможных изменений с законодательством Российской Федерации и механизмов управления как государственным, так и муниципальным имуществом.
Во-вторых, законопроект направлен на создание правовой основы и системной комплексной работы по поддержке инвестиций частных инвесторов, с целью привлечения крупного бизнеса к участию в национальных проектах.
- Планируется, что объем участия бизнеса в достижении национальных целей развития превысит объем государственного финансирования не менее, чем в 2-3 раза, – подчеркнул Борис Хохряков.

В-третьих, положения закона предлагают сформировать платформенный механизм закрепления юридически значимых договоренностей между публично-правовыми образованиями и организациями о долгосрочных условиях реализации инвестиционных проектов по средством внедрения института СЗПК (соглашения по защите и поощрению капиталовложений).

Предлагаемая модель СЗПК предполагает возможность взаимодействия бизнеса и государства, в котором инвесторы и государство и (или) регионы РФ понимаются как равные субъекты гражданско-правовых отношений.

- Эта модель позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов, – заметил Борис Хохряков. - Не секрет, что фактором, тормозящим сегодня развитие инвестирования является высокая вероятность принятия таких регуляторных решений, из-за которых ранее прибыльный инвестиционный проект становится убыточным. Эту вероятность СЗПК в виде контракта власти и владельца-организатора проекта призван убрать.

Достигнуть эффект предполагается фиксированием в СЗПК принятых льгот, будь то налоговые, тарифные и прочие условия, которые устраивают инвестора, берущегося реализовывать проект.

- Итак, подчеркну, ключевое предложение в новой версии законопроекта – это стабилизационная оговорка. То есть, участниками соглашения отмечены неизменность налоговых условий в части налоговых льгот на прибыль, имущество, транспорт и земельного налогов. Кроме того, гарантируется не ухудшение условий по лицензированию и сертификации продукции, техническому регулированию. К этому добавилась возможность индивидуальной инвестиционной оговорки, которая может предусматривать защиту от увеличения таможенных пошлин, изменение НДПИ или введение их для отмены российских контракций в отношении других государств. – Отметил спикер парламента Югры.

Борис Хохряков сообщил, что принципиальное отличие рассматриваемого законопроекта от ранее принимаемых в РФ состоит в расширении и конкретизации мер государственной поддержки инвестирования в экономику. Бизнес сможет рассчитывать на целый перечень привилегий, которые даст реализация инвестиционного проекта, и это не только компенсация фактически понесенных расходов на создаваемую инфраструктуру, но и на авансирование будущих затрат. Кроме того, в арсенале господдержки для инвесторов предусмотрены капитальные гранты, возмещение издержек на оплату процентов по кредитам, проектное финансирование от Внешэкономбанка РФ, доступ к использованию госимущества, помощь в сбыте продукции и ряд иных мер.

- Полагаю, что эффект от нового, скажем так, Инвестиционного кодекса для экономики России может быть очень значимым. Активизация инвестиций сейчас - самый действенный способ выйти на новый виток экономического роста, что крайне важно как для России, так и для регионов. – Считает Борис Хохряков.


В повестку заседания депутатских слушаний были включены выступления трех докладчиков: директора департамента экономического развития Югры Николая Милькиса, руководителя НКО «Фонд развития Югры Романа Генкеля и члена Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александра Геворкяна.

- Заседание в Ханты-Мансийске получилось внеплановым, приехать на него смогли не все депутаты. Однако двенадцати голосов хватило, чтобы поддержать пакет законопроектов, по существу, и проголосовать за целый список предложений региона. Рекомендации депутатских слушаний были приняты с учетом предложений профильных департаментов, позиции НКО «Фонд развитие Югры» и мнения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», - прокомментировал итоги встречи председатель депутатских слушаний, глава комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию Сергей Великий.

Первым в рамках повестки депутатских слушаний выступил директор департамента экономического развития Николай Милькис. Он подробно остановился на задачах, которые требуется достичь стране, принимая федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений, поддержал принятие пакета инвестиционных законов и сообщил, что чиновники его ведомства уже разрабатывают региональный вариант закона о господдержке и защите инвестиций в Югре.

Вторым занял трибуну руководитель некоммерческой организации «Фонд развития Югры» Роман Генкель. Его доклад касался «узких мест» обсуждаемого проекта федерального закона.

- Роман Александрович говорил о неясности разграничения полномочий ныне действующего законодательства. К примеру, не ясно, как будут состыковываться между собой новые и старые. То есть, те концессии или соглашения ГЧП, которые приняты и работают сегодня. Есть опасения, что нужно будет эти соглашения менять, – пояснил Сергей Великий.

В законопроекте имеется ряд неувязок. Вводится понятие финансово-инвестиционного аудита, необходимого для оценки обоснованности предлагаемых инвестором вариантов и объемов финансирования проекта. Об этом тоже говорил Роман Генкель. Предусматривается, что проводить финансово-инвестиционный аудит должен финансовый орган власти, то есть в Югры — это департамент финансов, а устанавливать порядок организации проведения такого аудита — орган госвласти, курирующий инвестиционную деятельность, то есть департамент экономического развития Югры. Таким образом, в ХМАО проведение финансово-инвестиционного аудита будет приводить к конфликту интересов между двумя ведомствами, и такой дисбаланс, по мнению Генкеля, может создать дополнительные трудности при оценке инвестора.

Третьим в повестке слушаний выступил Александр Геворкян, член Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Геворкян выразил сомнения по поводу равноправного участия в инвестиционных проектах наряду с бизнес-гигантами малых предприятий и, воспользовавшись шансом, выступил с высокой трибуны по вопрос речью о не равных условиях ведения бизнеса в России для крупных игроков рынка и МСП. По словам общественника, в российском законодательстве не хватает документов, регулирующих отношения крупного и малого бизнеса. Такое упущение привело к откровенной дискриминации крупными предприятиями малых, привлекаемых для осуществления подрядных работ. К примеру, нефтегазодобывающие компании, работающие на Тюменском Севере, прописывают в договорах со своими малыми бизнес-партнёрами длительные сроки оплаты работ (от 60 до 120 дней), или детализируют пункты договоров об ответственности сторон так, что штрафные санкции за нарушения условий не редко превышают доход по договору.

- Несмотря на то, что обращение общественника не касалось предложений обсуждаемого проекта федерального закона, его предложения были включены в рекомендации по итогам заседания, – отметил Сергей Великий.


В рекомендации по итогам депутатских слушаний также вошли пояснения Департамента финансов Югры. К слову, окружные финансисты не согласны с некоторыми положениями принимаемых инвестиционных законов, в частности порекомендовали федеральным законодателям обратить внимание на чрезмерную регламентацию полномочий региональных органов власти. Основанием для этого стал механизм проведения финансово-инвестиционного аудита, о котором уже сказано выше.

Другие поправки, с которым не согласен департамент финансов Югры собираются внести в Налоговый кодекс. Главный финансист правительства ХМАО Вера Дюдина подготовила письменный ответ Минфину, обосновывающий несогласие региона. Дело в том, что законопроектом предлагается на три года установить отсрочку по увеличению налоговых ставок и (или) их отмену по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогу. По мнению главы регионального депфина, эта норма ограничивает полномочия регионов и муниципалитетов по реализации их прав в части изменения условий налогообложения по налогам, большая часть которых поступает в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Окружные финансисты рекомендуют скорректировать эти нормы, оставив за регионами возможность самостоятельно определять полномочия органов субъекта. Мнение Веры Дюдиной полностью разделяет большинство депутатов окружного парламента. Подробный комментарий удалось услышать от лидера либерал-демократов Виктора Сысуна.

- На мой взгляд, у субъекта должен быть свой люфт на предоставление преференций в отношении тех предприятий, которые работают на территории автономного округа. Вера Аркадьевна говорит о том, что нужно предусмотреть в законе не единый подход по территории всей Российской Федерации, а дифференцированный, в соответствие с субъектами РФ, передать эти полномочия на уровень субъектов. – Отметил глава фракции ЛДПР.

Обсуждение проекта федерального закона о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ заняли в югорском парламенте чуть больше часа. Несмотря на оговорки пакет инвестиционных законов был поддержан депутатами, посетившими заседание, единогласно, и вместе с рекомендациями направлен в Государственную Думу.
Екатерина Беспрозванных, ЮГРАИНФО