На Ямале офицер Росгвардии поделился воспоминаниями о героях-фронтовиках своей семьи

На Ямале офицер Росгвардии поделился воспоминаниями о героях-фронтовиках своей семьи



Как стало известно корреспонденту ИА "Мангазея", в рамках ведомственной акции Росгвардии «Автограф Победы», приуроченной к 75-й годовщине Победы советских войск над фашистско-немецкими захватчиками, офицер вневедомственной охраны по городу Муравленко – капитан полиции Виктор Долгополов поделился воспоминаниями о своих родственниках – родном деде и дяде, принимавших участие в Великой Отечественной Войне. К сожалению, война унесла жизнь его деда Фёдора Руденко, он был убит под Сталинградом. Боль от той утраты бередит сердца членов семьи Долгополовых до сих пор. Виктор Николаевич считает, что забыть, значит предать тех, кто сложил свои головы во имя мира и свободы Родины.

Дедушка Виктора Долгополова по материнской линии родился 15 января 1903 года в Моздоке Терской области Северной Осетии. На момент начала Великой Отечественной войны ему исполнилось тридцать восемь лет, был женат, работал в колхозе имени Кирова Моздокского района на конюшне. В этом же колхозе трудилась и его жена Евдокия Фёдоровна. Они воспитывали семерых детей.

В августе 1941-го Фёдора Руденко призвали на фронт. Виктор Николаевич не располагает никакими сведениями о том, в каких войсках служил дед, на каких фронтах воевал, знает лишь, что его дивизия была переброшена на южное направление, к Волге, на оборону подступов к Сталинграду.

«Из истории мы знаем о тяжелых боях под Сталинградом, о мужестве и героизме, проявленных нашими бойцами, девизом которых были слова о том, что за Волгой для них нет земли. Там воевал и мой дед, он и многие его товарищи погибли, но не пропустили врага, нанеся ему сокрушительный удар», - с гордостью говорит Виктор Долгополов.

В августе 1942-го город Моздок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Евдокии Фёдоровне с детьми, как и другим жителям, приходилось прятаться в горах от вражеских авиационных налётов – они вырывали ямы-пещеры и в них пережидали бомбежку.

«Моя мама Нина Фёдоровна 1939 года рождения, она была совсем маленькой, но помнит, как почему-то не хотела уходить в горы, как было страшно», - рассказывает Виктор Николаевич.

Однажды дом, где жила Евдокия Фёдоровна с детьми, разбомбили, а их приютили родственники. Две младшие дочки умерли, старший сын Владимир в 1942-м ушел на войну, а в июле 1943года с фронта пришла похоронка, что ее муж Фёдор Руденко погиб в деревне Степановка Снежинского района Сталинградской области. Без мужа, без жилья, с четырьмя детьми осталась бабушка Виктора Николаевича. Война сделала свое страшное дело. Но осталась надежда, что хотя бы сына она пощадит и не отнимет.

Сын Фёдора Прокопьевича и Евдокии Фёдоровны – Владимир Руденко с октября 1942-го принял боевое крещение в районе Малгобека. Этот город находился совсем недалеко от места его призыва и тоже был оккупирован фашистами.

"Немецкое командование планировало штурмовать город внезапным ударом, чтобы не затронуть нефтепромыслы, а потом организовать себе добычу нефти. Но наша армия вместе с жителями города остановили врага. В течение четырех месяцев Малгобек четырнадцать раз переходил из рук в руки, но всё же выстоял и в январе 1943 года был освобожден от оккупации», - рассказывает Виктор Долгополов.

Красноармеец Владимир Руденко, семнадцатилетний паренек, уже в первых же своих боях проявил себя, как храбрый и мужественный солдат: под минометным огнем противника, рискуя жизнью, он устранил пятнадцать подрывов линии и не вышел из-под обстрела до тех пор, пока не добился восстановления связи, чем обеспечил выполнение боевой задачи. За проявленные доблесть и мужество паренек был награжден медалью «За отвагу».

В том бою Владимир Фёдорович получил ранение, его направили в госпиталь города Буйнакса. После выздоровления попал в воинскую часть, с которой дошел до Берлина. Служил и артиллеристом, и пулеметчиком, и водителем.

После победы над фашистами Владимир Руденко еще пять лет проходил срочную службу в Германии в должности механика-водителя танка Т-34. Демобилизовался в 1950-м в звании сержанта, вернулся в родные места, где все послевоенные годы до пенсии проработал механиком на компрессорной станции. Его сын и дочь обосновались в Астрахани, по очереди навещали отца. Племянник – Виктор Долгополов мог видеться с ветераном только во время приезда в отпуск. Как-то раз Виктор Николаевич попытался расспросить дядю о войне, но в ответ лишь: «Да, было, шли, воевали». Не любил ветеран вспоминать о войне и вдаваться в подробности, только оброненные вскользь фразы и можно от него услышать. Владимир Федорович Руденко дожил до 92 лет.

Завершая рассказ о своих родственниках, офицер Росгвардии Виктор Долгополов выразил уверенность, что со временем в интернете появится больше сведений из ранее засекреченных архивов и можно будет подробнее узнать о боевом пути его погибшего деда:
«Я горжусь своим дядей – Владимиром Руденко – свидетелем той героической эпохи, когда ценой невероятных усилий и многочисленных жертв они выстояли, преодолели все трудности, сделали даже невозможное и победили. И это – подвиг, который мы не забудем, и время не должно быть властно над нашей памятью».