Снижение экспорта между Россией и Китаем

Объем китайского экспорта в Россию за 2023 год вырос почти в 1,5 раза - на 46,9% - до $111 млрд, следует из данных таможенной статистики КНР. Почти 60% стоимостных объемов китайского экспорта в Россию приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Выделяется экспорт пассажирских авто-мобилей, который в 2023 году увеличился более чем в семь раз (до $11,5 млрд). С учетом грузовиков, автобусов, тракторов ($3,75 млрд в 2023 году) и автозап-частей ($2,05 млрд) поставки достигли $22,5 млрд.

Однако в марте 2024 года Китай сократил прямые поставки машин, обору-дования, механизмов и их частей в Россию (группы 84 и 85 ТН ВЭД) на 15% по сравнению с мартом 2023-го, до $2,9 млрд. В последний раз снижение поставок этих товаров наблюдалось в декабре 2022 года - на 11% к декабрю 2021 года.
Экспорт легковых автомобилей, грузовиков, тракторов и их комплектую-щих из Китая в Россию также сократился почти на 20% по сравнению с мартом 2023 года и составил $1,4 млрд.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, причиной снижения могут являться растущие санкционные угрозы со сто-роны США, которые пообещали вводить вторичные санкции против финансовых учреждений, участвующих в сделках с поставками для российского ОПК.

В декабре 2023 года США пригрозили вводить вторичные санкции против китайских банков и компаний, которые поставляют товары в Россию, в частности машины с числовым программным управлением, полупроводниковые материа-лы, определенные подшипники, продвинутые оптические системы.

Товарооборот между Россией и Китаем в 2023 году достиг рекордных $240 млрд. Еще в начале марта таможня Китая сообщала, что в январе-феврале това-рооборот с Россией вырос на 9,3% и составил $37,01 млрд. Однако уже в апреле агентство Bloomberg со ссылкой на данные китайской таможни писало, что экс-порт Китая в Россию в марте снизился на 16%.

Участники рынка перевозок видят серьезную угрозу в замедлении или остановке трансграничных расчетов, особенно с главным торговым партнером - Китаем. Деньги туда идут месяцами, а около половины платежей, по словам иг-роков, отклоняется.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата технических наук Марины Власовой, следует обратить внимание, что речь идет только о платежах в долларах, взаиморасчетов в рублях и юанях это не касается. Поэтому главная задача участников рынка максимально быстро осуществить перевод всех торговых операций между Россией и Китаем в рубли и юани.