16:45 15.05.24
Реформа высшего образования полноценно заработает с 2026 года
Новая модель высшего образования будет состоять из трёх основных уровней.С 2026 года в России произойдут масштабные изменения в системе высшего образования. Об этом заявил Дмитрий Чернышенко, кандидат на должность вице-премьера. Он отметил, что на новую модель высшего образования перейдут более 1 тысячи вузов по всей стране.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – новая модель высшего образования будет состоять из трех основных уровней:
• базовое высшее образование (4–6 лет) – обеспечит выпускникам полноценный диплом и возможность начать профессиональную деятельность;
• специализированное высшее образование (1–2 года) – предназначено для углубленного изучения выбранной специализации;
• аспирантура – сфокусирована на подготовке научных кадров.
Первые шаги к реализации реформы уже предприняты. Так, с сентября 2023 года шесть ведущих вузов, включая Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта и Московский авиационный институт, начали апробацию новых программ. Эти учебные заведения уже разработали новые образовательные программы, по которым проходят обучение более 4 тысяч студентов. Например, в БФУ им. Иммануила Канта реализуют программы в трех направлениях: «Образование и педагогические науки», «Химические науки», «Юриспруденция». Срок обучения составляет 5 лет, а на некоторых педагогических специальностях – 6 лет.
В следующем учебном году к пилотному проекту присоединятся другие вузы, в том числе региональные. А с 2026 года все новые студенты будут обучаться по новым программам. Те, кто уже учится по старым программам (бакалавриат, специалитет и магистратура) будут продолжать учиться по ним же. Их дипломы ничем не будут отличаться от дипломов новых программ и будут иметь на рынке труда такой же вес.
Со следующего года в России могут изменить и структуру приёма в вузы. Речь идет о значительном увеличении количества бюджетных мест на направлениях, которые особенно важны для реализации национальных целей страны. Это касается подготовки инженеров, медиков и работников сферы образования.