Как повлияла цифровизация на комфортность жизни россиян?

Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты опроса россиян на тему цифровизации, которые представил Всероссийский центр изучения общественного мнения в мае 2024 г .
По мнению 85% пользователей электронными услугами, за последние 3-5 лет цифровизация повлияла на комфорт в повседневной жизни, причем 81% россиян отметили повышение уровня комфорта, в то время, как 14% не заметили ощутимых изменений.
При этом с тем, что цифровизация способствовала комфортности повседневной жизни согласны практически все поколения:
- реформенное поколение (82%);
- поколение застоя (77%);
- зумеры (81%);
- младшие миллениалы (83%);
- старшие миллениалы (85%).
В большей степени различаются оценки влияния цифровизации на комфортность повседневной жизни в зависимости от частоты пользования цифровыми услугами:
- ежедневные пользователи (90%);
- еженедельные пользователи (несколько раз / один раз в неделю) 81-82%;
- пользуются раз в месяц (64%);
- пользуются раз в год (42%).
Россияне отмечают следующие преимущества электронных услуг:
- экономия времени на поездки и ожидание в очередях (53%);
- возможность совершения покупок / оплаты счетов, не выходя из дома (45%);
- более широкий выбор товаров и услуг с возможностью сравнить цены (38%);
- удобство пользования и возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету (28%);
- возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки (14%).
Респонденты отметили следующие проблемы и недостатки использования электронных услуг:
- возможные проблемы с безопасностью данных (46%);
- оценить качество товара/услуги до его приобретения и трудности в случае отсутствия интернета или сбоев в работе системы (40%);
- сложности возврата товара / денежных средств (21%);
- невозможность личного общения при получении цифровых услуг и трудности в освоении новых технологий (12%).
Ежедневный пользователь цифровыми услугами в России как правило имеет высшее или неоконченное высшее образование (45%), хорошее материальное положение (44%), проживает в одной из столиц или городе-миллионнике (48% и 51% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (53%).

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Кустова, результаты исследования продемонстрировали, что россияне склонны положительно оценивать влияние цифровизации на комфортность их жизни, что предполагает совершенствование цифровой компетентности россиян, особенно старшего поколения.