Особенности законотворческой инициативы о возможности получения материального вознаграждения за наставничество

14 марта в Государственную Думу был внесен законопроект №575296-8, предполагающий корректировку Трудового кодекса РФ. Изменения позволят закрепить гарантии специалистам, занимающимся наставнической деятельностью. Если закон будет принят, он вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Будет сформирована единая система наставничества и установлено его правовое регулирование. Определен порядок доплат работникам, осуществляющим такую деятельность. Они будут гарантированы рядом федеральных и региональных законов, а также нормативных правовых актов органов власти различного уровня. Платить за наставничество будут работодатели. Они же смогут определять график таких работ, после согласования с сотрудниками.

Как сообщил корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности, материальное поощрение работников за наставничество — это установка доплат и надбавок к заработной плате. Их определяют в фиксированной сумме или в процентном отношении к основной выплате. Размер вознаграждения увязывают со спецификой и сложностью обучения, длительностью периода наставничества, количеством времени, которое наставник тратит на подопечных, достижениями стажёра. Вместо доплаты сотруднику можно выплачивать премию. Чаще всего её выплачивают наставнику после завершения наставничества с одним учеником или группой учеников. Порядок и размер выплат нужно прописать в коллективном договоре или другом локальном акте организации. Кроме того, установленные доплаты и надбавки указывают в трудовом договоре с наставником.

По данным исследования сервиса «Работа.ру», проведённого в марте 2024 года, лишь треть (33%) россиян работают по специальности. Вот другие результаты опроса: почти четверть респондентов (24%) связали свою жизнь с тем направлением, на которое учились в вузе; 9% получили профессию в колледже; 23% участников опроса никогда не работали по профессии; каждый десятый россиянин (10%) признался, что трудится в смежной области; 1% респондентов, которые ещё учатся, планируют в будущем работать по специальности, столько же (1%) — не планируют.
Материальное поощрение работников за наставничество может повлиять на качество молодых сотрудников и их стремление работать по полученной профессии следующим образом:

1) Подготовить новых сотрудников к работе более качественно. Работа в тандеме с опытным наставником позволяет молодым сотрудникам быстрее освоиться. Наставник помогает разбираться в ошибках, делится своим опытом и следит за тем, чтобы новичок правильно выполнял свои обязанности. Это помогает новичку лучше адаптироваться и быстрее стать самостоятельным в работе.

2) Сократить текучесть персонала в период испытательного срока. Наличие опытного наставника является сильной поддержкой для новичка. Сотрудники, которых обучают наставники, чувствуют меньший стресс на новом месте работы. Они более легко осваивают профессиональные навыки и быстрее интегрируются в коллектив.
3) Уменьшить время, затрачиваемое на обучение и адаптацию новых сотрудников. Наставники чаще всего работают по разработанному плану, который предоставлен отделом развития персонала или HR-специалистами компании. Это делает процесс обучения более структурированным.

4) Повысить уровень лояльности и вовлеченности сотрудников. Сотрудники оценивают заботу компании о них и поддержку на новом рабочем месте. Сотрудники, обучаемые и поддерживаемые в компании, как правило, остаются в ней на более длительный срок.
Хотелось бы подчеркнуть, что наставничество будет считаться дополнительной работой по той же профессии (должности). Предполагается, что введение официального статуса приведет к повышению уровня ответственности наставников. К таким работникам будут предъявляться требования с учетом особенностей конкретной отрасли.

Данная инициатива уже поддержана Правительством РФ при условии небольшой доработки. В частности, предлагается разработать механизм поощрения наставников из утвержденных фондов оплаты труда. Продумать способ компенсации дополнительных расходов бюджетной системы, которые возникнут в связи с появлением таких выплат бюджетникам.