Особенности инновационной деятельности в сфере торговли

Инновационная деятельность в сфере торговли преимущественно осуществляется в достаточно развитых торговых сетях. Значительная часть инноваций и технологий розничной торговли разрабатывается и внедряется именно в данном направлении. К инновациям в сфере торговли можно отнести достаточно прибыльное применение различного рода нововведений в виде широкого ассортимента новых товаров (например, пищевых продуктов здорового питания, пониженной калорийности, диетической и функциональной направленности, с пробиотиками и пребиотиками), технологий, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера, направленных на процесс совершенствования торговли.

Основными видами инноваций в сфере торговли в зависимости от технологических параметров (технологии внедрения) являются процессные (применение новых методов организации производства (новых технологий) и продуктовые (разработка и создание новых товаров, полуфабрикатов, материалов, комплектующих).

В настоящее время в сфере торговли применяется значительное количество инноваций на основе цифровых технологий. Так, например, интегрированная программная система планирование ресурсов предприятия (ERP) помогает управлять всем бизнесом в целом, поддерживая автоматизацию и процессы в области финансов, управления персоналом, производства, цепочки поставок и закупок товаров, оказания услуг и т.п. Система управления информацией о продуктах (PIM) позволяет хранить, обогащать и управлять всей информацией о товарах, а также осуществлять управление процессами, необходимыми для маркетинга и продаж товаров. Система управления взаимоотношениями с клиентами (настроенная CRM-система) управляет данными о клиентах, помогает компаниям понять требования, предпочтения и характеры своих потребителей, сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ

К процессным инновациям в сфере розничной торговли можно отнести кассы самообслуживания (КСО) или (SCO – self check-out), которые активно начали внедряться в практику работы торговых сетей в России в 2018 году. Использование КСО значительно сокращает время покупки и делает процесс оплаты более удобным и быстрым (для потребителей), сокращает очереди (особенно в пиковые часы), уменьшает занимаемую площадь кассового узла расчета (в зависимости от модели КСО), увеличивает производительность и оптимизирует работу персонала, снижает затраты на оплату труда.

Применение искусственного интеллекта в сфере торговли также можно назвать одним из видов процессных инноваций, с помощью которого можно осуществлять управление товарными запасами (автоматически производится мониторинг и контроль товарных запасов, своевременное взаимодействие с поставщиками/производителями товаров в случае отсутствия/небольшого остатка товаров); доставку товара в режиме реального времени; технический контроль (анализировать и мониторить условия хранения товаров – температурный режим, относительную влажность воздуха).

Технология «компьютерное зрение», улучшает качество обслуживания, оптимизирует операции торгово-технологического процесса, увеличивает безопасность на предприятиях торговли. Используя камеры в режиме реального времени с помощью «компьютерного зрения» осуществляется сканирование наличия (отсутствия) товара в торговом зале, помогая систематизировать и оптимизировать процесс управления товарными запасами, повышая эффективность работы. Кроме того, возможно проанализировать поведение и предпочтения покупателей, что будет способствовать улучшению качества покупок и продажи. Также с помощью «компьютерного зрения» допустимо предоставление функции визуального поиска товара по изображению, в результате чего осуществляется генерация определенных рекомендаций, учитывая внешнее сходство, и образуется ситуация вовлечения покупателя в персонализированный процесс совершения покупок, в которых рекомендуются другие товары. Компьютерное зрение может повысить эффективность цепочки поставок за счет мониторинга товаров на складах и во время транспортировки, обеспечивая правильную сортировку, упаковку и отправку товаров, а также сокращает количество ошибок и улучшает сроки доставки.

Примерами технологических инструментов, которые также можно отнести к процессным инновациям в сфере торговли, особенно в сегментах одежды, обуви, косметики, являются технологии виртуальной примерки и дополненной реальности, позволяющие в режиме онлайн-покупки потребителям взаимодействовать с товарами.

Технологическим трендом можно назвать электронные ценники, которые позволяют достаточно быстро (в течение нескольких минут) и экономично обновлять цены в торговом предприятии, а также при условии размещения на электронном ценнике дополнительной информации в виде QR-кода имеется вероятность привлечения внимания потребителей.

Цифровые информационные ассистенты для покупателей относятся к процессным (технологическим) инновациям и предназначены для взаимодействия с покупателями, предоставляя специальные предложения, акции, рекламу, возможность использования программ лояльности, портал вакансий, окно обратной связи и др.

Кроме того, процессными инновациями на основе цифровых технологий, которые широко внедряются в современную практику в торговле, являются: корпоративный интернет-магазин по типу маркетплейса для закупок малого объема; программы лояльности; система клиентской «Big Data-аналитики»; технология навигации (отслеживания) внутри помещения; «умные полки», оборудованные камерами; «умные тележки» для покупок; «умные весы»; технология «информационные киоски»; технология смарт-контактов; внедрение биометрических систем оплаты (технология оплаты покупки по лицу), «умные» магазины и др.

Основными продуктовыми инновациями в сфере торговли являются разработка и создание новых товаров, а также продукции под собственными торговыми марками ритейлеров. Современный ритм и образ жизни потребителей, повышение интереса к здоровому питанию серьезным образом оказали влияние на создание новых видов пищевых продуктов с заданными потребительскими свойствами, лечебно-профилактической, диетической, функциональной направленности, отличающихся пониженной калорийностью, повышенной пищевой ценностью, обладающих способностью укреплять иммунитет, с увеличенным содержание витаминов и минеральных веществ, с использованием натурального экологически чистого и безопасного сырья, нетрадиционного растительного сырья, при производстве которых применяются усовершенствованные и новейшие технологии, высокотехнологичное оборудование. Ассортимент такой продукции постоянно расширяется по различным группам – кисломолочные напитки, творог, сыры, сахаристые и мучные кондитерские изделия, хлебобулочные и макаронные изделия, безалкогольные напитки, соки, мясные и рыбные товары и др. Выпуск товаров под собственными торговыми марками в настоящее время также набирает высокие темпы роста. Следует отметить, что все крупные ритейлеры вырабатывают такую продукцию.

Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент кафедры пищевых технологий, сервиса, торгового и таможенного дела Наталья Батурина, отмечает, что в современных условиях инновационная деятельность является не только стимулирующим фактором эффективного функционирования предприятий сферы торговли, роста объемов реализации товаров и соответственно получения прибыли, но и удовлетворения все возрастающих потребностей, а также сбалансированности производства и потребления.