05:19 08.11.24
Специалист по искусственному интеллекту после СПО: миф или реальность
Актуальность проблемы кадрового голода в IT-отрасли не снижается: техно-логии развиваются настолько стремительно, что восполнить существующий дефи-цит специалистов за счет только выпускников вузов становится все более пробле-матичным. Стандартные сроки обучения в вузе (четыре года по программе бака-лавриата и два - по программе магистратуры) позволяют сформировать специали-ста с системным набором фундаментальных знаний и прикладных умений, однако, не всегда на выходе выпускник обладает актуальным набором практических навы-ков, да и при отсутствии в текущий момент системы распределения не все выпуск-ники связывают область своей профессиональной деятельности с полученным об-разованием. Поэтому все больше внимания уделяется ускоренной целевой подго-товке IT-специалистов в сжатые сроки на уровне среднего профессионального об-разования (СПО).23 октября 2024 г. на Федеральном портале проектов нормативных право-вых актов был опубликован проект Приказа Минпросвещения России о внесении изменений в перечни профессий и специальностей СПО, в котором предлагается дополнить укрупненную группу профессий «Информатика и вычислительная тех-ника» квалификацией «Специалист по работе с искусственным интеллектом (по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искус-ственного интеллекта). Практически одновременно (28 октября) на том же ресурсе был опубликован проект федерального государственного образовательного стан-дарта, определяющий обязательные требования по реализации данной специаль-ности.
В соответствии с документом, срок получения образования по программе для выпускника 11-го класса составит 2 года 10 месяцев, после 9-го класса учиться придется 3 года 10 месяцев. Образовательная программа предполагает формирова-ние у обучающихся компетенций, направленных на освоение трех ключевых видов деятельности:
- разработка кода для обучения искусственного интеллекта (формирование алгоритмов и разработка программных модулей, выполнение отладки и тестирова-ния кода на основе разработанных тестовых сценариев);
- администрирование баз данных (анализ проблем, возникающих в ходе экс-плуатации баз данных, аудит систем их безопасности);
- обучение готовых моделей искусственного интеллекта (выбор моделей и формирование сценариев их обучения с последующей калибровкой и контролем полученных в процессе обучения результатов).
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Савина , тема искусственного интеллекта действительно имеет высо-кую актуальность в современном мире, и потребность в специалистах, занимаю-щихся разработкой соответствующих инструментов, ежедневно растет. Внедрение новых практикоориентированных образовательных программ по ИТ-специальностям на базе СПО в определенной степени позволит решить проблему ускорения вывода на рынок дипломированных ИТ-специалистов. Однако, следует очень обдуманно подойти к формированию их содержания. Необходимо на уровне министерства определить не только обязательный набор дисциплин, но и их мини-мальное содержательное наполнение. Определив уровень требований к условиям реализации и квалификации педагогических работников, реализующих подготовку по данной программе, необходимо предусмотреть возможность переподготов-ки/повышения квалификации преподавателей, а также выделение средств на соот-ветствующее материально-техническое обеспечение образовательной организации.
Кроме того, целевая аудитория обучающихся должна иметь соответствующий и до-статочно высокий уровень входных знаний по профильным предметам, прежде всего, математике, физике, информатике. К сожалению, в текущий момент решение большей части пришедших в колледж после 11 класса является вынужденным (не сдали ЕГЭ, не прошли по конкурсу в вуз). Часть детей уходит в техникум после 9 класса из-за нежелания дальше учиться в школе, страха не сдать ЕГЭ, по причине низкой успеваемости.
Исходя из всего сказанного выше, проектировать образовательные траекто-рии формирования целевых компетенций по специальностям, связанным с искус-ственным интеллектом, необходимо, исходя их реальной ситуации. И успешность предлагаемых образовательных программ будет во многом определяться грамот-ным подходом к формированию их содержания и начальных инвестиций в созда-ние соответствующих условий их реализации.