Рост и индексация утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику

В ноябре 2024 года Минпромторг России продолжает рассматривать предложения отраслевого сообщества в части индексации утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику. Указанные соответствующие инициативы были подготовлены отраслевым сообществом отечественных сельскохозяйственных машиностроителей и Комитетом Государственной Думы по промышленности и торговле, в том числе с целью формирования благоприятных условий для принятия инвестиционных решений со стороны отечественных и зарубежных производителей. На основании полученных Минпромторгом России предложений был сформирован проект постановления, однако данные меры могут в долгосрочной перспективе привести к устойчивому ежегодному росту цен на сельскохозяйственную технику, даже на фоне защитных мер внутреннего рынка.

Суть данного проекта заключается в индексации коэффициентов утилизационного сбора по некоторым видам сельскохозяйственной техники, производство которой локализовано в России и в Республике Беларусь. При этом запланировано, что в 2025 году рост утилизационного сбора составит пятикратное значение, при этом он не коснётся сельскохозяйственных тракторов, мощность которых составляет менее 340 л.с., а далее ежегодно, начиная с 2026 года будет производиться индексация на 15% по всем видам техники, вплоть до 2030 года.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, по заверению инициативной группы запланированная индексация утилизационного сбора не будет оказывать существенного влияния на систему ценообразования и конечную стоимость сельскохозяйственной техники, которая будет производится российской и белорусской отраслью сельскохозяйственного машиностроения. Причем, как отмечают Минпромторг и Минсельхоз России, разработан эффективный план по приобретению техники по фиксированным ценам от сельскохозяйственных машиностроителей с применением систем скидок от имеющейся стоимости техники на рынке.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Федотенкова Ольга, реализация такой системы повышения утилизационного сбора при стабилизации конечных цен для покупателей от производителей агротехники весьма нестабильна, так как будут воздействовать различные группы факторов, от внешнеэкономических и рыночных до финансово-кредитных и маркетинговых, поэтому невозможно гарантировать для сельскохозяйственных товаропроизводителей стабильность в ценообразовательных процессах на технику и её конечную стоимость при реализации повышения и индексации утилизационного сбора.

Вместе с тем, можно отметить, что Минпромторг России контролирует политику ценообразования отечественных производителей сельскохозяйственной техники, осуществляя при этом целый спектр государственной поддержки на различных стадиях производства и реализации техники, как по линии субсидирования НИОКР и затрат на осуществление реинжиниринга, так и в рамках реализации программ развития промышленности, кластерной инвестиционной платформы, а также программы по стимулирования спроса на отечественную сельскохозяйственную технику.

Таким образом, сложно однозначно сказать, кому сыграет на руку повышение и индексация утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику, но можно точно ожидать одновременный пропорциональный рост цен на технику зарубежного производства, что в конечном итоге может вызывать соответствующий психологический рост цен на отечественную и белорусскую технику, что будет оказывать негативное воздействие на конечных потребителей, вызывая рост затрат на воспроизводство технико-технологической базы у сельскохозяйственных товаропроизводителей.